Дочь С. Т. Аксакова писала, что "Гоголь у нас по-прежнему бывает так же часто; он веселее и разговорчивее, нежели был прежде; говорит откровенно и о своей книге, и вообще стал проще, как все находят. Он твердо намерен продолжать „Мертвые души"". Сам же Сергей Тимофеевич говорил, что он "никогда не видал Гоголя так здоровым, крепким и бодрым физически, как в эту зиму, то есть в ноябре и декабре 1848-го и в январе и феврале 1849 года". Н. В. Гоголь 19 марта 1849 г. отпраздновал здесь свое сорокалетие. Последующие владельцы этого дома в 1862 г. пристроили к нему террасу, которую позднее превратили в зимний сад, были и другие переделки. Дом № 30 тщательно отреставрирован, и в нем 1 апреля 1984 г., в 175-ю годовщину со дня рождения Н. В. Гоголя, открылся филиал Литературного музея.
Рядом с этим мемориальным домом находится еще один, но на этот раз связанный с именем Льва Николаевича Толстого. Он приехал в Москву 5 декабря 1850 г. по различным имущественным и семейным делам. Толстой остановился сначала в гостинице Шевалье в Камергерском переулке, 4, а потом нанял квартиру из пяти небольших комнат в доме по Сивцеву Вражку титулярной советницы Е. А. Ивановой (№ 34). Это одно из рядовых жилых московских зданий, выстроенных к 1833 г. на месте бывшего сада большой усадьбы. Знаменателен этот скромный домик тем, что был свидетелем первых шагов писателя на литературном поприще. В начале декабря 1850 г. он приступил к работе над недошедшей до нас "Повестью из цыганского быта", а в начале следующего, 1851 г,. Толстой пишет второе произведение - "Историю вчерашнего дня", где можно найти описание его квартиры в доме Ивановой. О Сивцевом Вражке Толстой вспомнил в эпилоге романа "Война и мир": Николай Ростов, "...несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире на Сивцевом Вражке".
Рядом с перекрестком Сивцева Вражка с Плотниковым переулком к последнему выходит Кривоарбатский переулок. Он оправдывает свое название - идя от Арбата, переулок круто, почти на 90°, меняет свое направление. Он назывался и просто Кривым, и Кривоникольским по стоявшей невдалеке церкви Николая, "что в Плотниках".
К высокому дому в начале переулка, выходящего на Арбат (построен в1913 г. архитектором В. Е. Дубовским), примыкает семиэтажное здание (№ 3), построенное в 1912 г. архитектором Э. К. Нирнзее. В небольшом деревянном доме (на месте № 5) в 1850 - 1880-х гг. жил профессор медицинского факультета университета Г. И. Сокольский, одним из первых применивший методику прослушивания больных с помощью выстукивания - перкуссии. Он автор многих работ по заболеваниям легких и сердца, основоположник учения о ревматизме. К концу жизни когда-то популярный доктор вышел из моды и доживал свой век, почти забытый в своем домике в Кривоарбатском переулке. В конце 1890-х гг. домом владел И. Е. Цветков, известный владелец прекрасной коллекции картин, для которой он построил на Пречистенской набережной отдельное здание.
На месте домов № 9 (1906, архитектор Н. Г. Фалеев) и № II (1912, архитектор Н. И. Жерихов) находилась обширная усадьба Вельяминовых с большим деревянным домом по переулку. Возможно, что здесь жили Пушкины - в метрических записях церкви Николая в Плотниках упоминается о "служителях" С. Л. Пушкина.
Архитектор Н. И. Жерихов спроектировал и дом рядом (№ 13), снесенный в начале 1980-х гг.
В 1910 г. было выстроено здание (№ 15) для частной женской гимназии Н. П. Хвостовой по проекту архитектора Л. В. Стеженского. После революции в доме находилась "7-я опытная школа имени проф. Коваленского", но в обиходе она еще долго прозывалась Хвостовской. Учительский состав гимназии блистал такими именами, как историки В. И. Пичета и Г. А. Новицкий, юрист А. М. Винавер, астроном К. Л. Баев. В ней учился М. В Келдыш, будущий президент АН СССР. В доме № 15 жил один из крупнейших русских юристов В. М. Хвостов.
Около здания бывшей гимназии еще недавно стоял деревянный особняк - жилище доктора В. А. Щуровского, лечившего и Л. Н. Толстого, и А. П. Чехова, который писал: "...я ставлю Щуровского высоко".
Двумя доходными шестиэтажными домами, № 19 (1909, архитектор О. Г. Пиотрович) и № 21 (1913, архитектор П. П. Висневский), и заканчивается левая сторона Кривоарбатского переулка.
В своих воспоминаниях о жизни и учебе в Хвостовской гимназии в этом переулке художница Т. А. Лебедева писала: "Против нашей школы на площадке... в 30-х годах энергичный архитектор Мельников построил собственный домик, нечто круглое, дырявое и голое".
Этот уничижительный отзыв - одно из свидетельств горячей полемики, развернувшейся вокруг дома архитектора К. С. Мельникова. Действительно, на пустующем участке, где собирались построить обычный жилой доходный дом, подобный соседнему (№ 12, 1914 г., архитектор В. А. Домбровский), в 1927 г. начало подниматься необычное сооружение, составленное как бы из двух входящих друг в друга цилиндров. В плане оно представляло собой две пересекающиеся окружности, одна из которых, передняя, была срезана хордой. Эта срезанная часть закрывалась большим окном-экраном. Конструкция дома была необычной - отсутствовали балочные перекрытия, несущие столбы, перемычки над оконными проемами. Оба цилиндра возводили из кирпича особой кладкой, оставляя шестиугольные ромбовидные отверстия, которые потом либо закладывались, либо использовались как ниши или окна. Этот "опытно-показательный дом", как его называл сам архитектор, был закончен к концу 1929 г. В 1930 - 1950-е гг., когда в советской архитектуре получило развитие ретроспективное направление с использованием в качестве "украшений" классических деталей, этот дом, как и многие другие постройки. раннего периода поисков архитекторов, подвергался резкой критике. Но сейчас новаторское творчество К. С. Мельникова пользуется все большим вниманием, его изучают, публикуется все большее количество работ, посвященных ему, дом-мастерская архитектора в Кривоарбатском переулке стал своеобразным символом творческих исканий архитекторов.
В двухэтажном доме № 16 в 1870-х гг. жил историк, социолог, этнограф М. М. Ковалевский, один из самых выдающихся русских ученых конца XIX в. - начала XX в., основавший первую в России кафедру социологии, написавший обобщающие исследования по истории различных политических формаций.
Вернемся к перекрестку Сивцева Вражка с Плотниковым переулком - на углу стоял непритязательной наружности двухэтажный дом № 38, выстроенный в конце 1820-х гг. и позже перестроенный. Строения на этом участке были примечательны своими знаменитыми жильцами. В 1832 - 1833 гг. здесь жил историк Д. Н. Бантыш-Каменский, автор многих работ, основанных на документальных материалах, в частности, известного "Словаря достопамятных людей Русской земли". В 1893 г. поселился физик, профессор Московского университета Н. А. Умов, автор фундаментальных исследований в области термодинамики и магнетизма. На первом этаже в 1920 - 1930-х гг. была квартира филолога Д. Н. Ушакова, широко известного своим четырехтомным "Толковым словарем русского языка". В этом же доме с 1920-х гг. до своей кончины в 1951 г. жил один из крупнейших пианистов своего времени, создатель пианистической школы К. Н. Игумнов, возродивший исполнение фортепианных сочинений Чайковского на сцене. Здесь, на своей квартире, 10 октября 1942 г. для тяжелобольного М. В. Нестерова Игумнов устроил концерт, в котором пела Н. А. Обухова.
Весь этот участок с двумя жилыми домами на нем перешел в 1889 г. к присяжному поверенному В. О. Гаркави, дочь которого была замужем за профессором А. И. Угримовым. У них на квартире обычно собирался так называемый Брамсовский кружок, членами которого были известные музыканты - К. Н. Игумнов, Б. О. Сибор, А. Я. Могилевский, В. Л. Кубацкий, А. К. Метнер и другие, игравшие произведения Иоганна Брамса. В 1920-х гг. семья Угримова была выслана за границу.