Здесь Савве полюбилось место близ Звенигорода, и он построил на нем деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и недалеко от нее малую келью для себя. Скоро слух о святой жизни Саввы привлек к нему других иноков, и таким образом по собрании братии преподобный Савва завел общежитие, вместо деревянной церкви была воздвигнута каменная. Монастырь постепенно приходил в лучшее устройство, получая все более и более средств, упрочивших его внешнее существование. Усердие князей и бояр к монастырю стало особенно увеличиваться после того, как начал распространяться слух о чудотворствах преподобного. В XVI веке монастырь приобретает еще большую известность: на богомолье туда стали приходить самодержцы, обогащая его вкладами. XVII век был временем процветания монастыря: Богу угодно было прославить своего угодника явлением нетленных его мощей1.
В истории монастыря наиболее замечательно царствование Алексея Михайловича, который во всей обители оставил следы своего к ней усердия. Выходы его в обитель были весьма часты, и щедрости его в приношениях монастырю не было конца. Сын и преемник царя Алексея Михайловича Федор Алексеевич продолжал по примеру родителя делать вклады в Саввин монастырь и часто посещал его. Монастырю усердствовали и цари Иван и Петр Алексеевичи. Тут они одно время и проживали, найдя убежище во время стрелецкого бунта в 1682 году. Любила посещать монастырь и царевна Софья, она соорудила в нем на свое иждивение трапезную церковь во имя Преображения Господня.
Взглянем на монастырь, каким он существует в настоящее время. Монастырская каменная ограда (прежде была деревянная) построена в 1650-1654 годах; в окружности она 375 саженей, высотой 4 сажени, толщиной 4 аршина. Всех башен шесть, одна - с государственным гербом названа Красной. Первое место занимает в монастыре по древности и по красоте собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный преподобным Саввой2. Собор - из белого камня, одноглавый; длиной 10 саженей, шириной 7 саженей, похож на собор Троицкой лавры. Вход в соборную церковь сделан с трех сторон, главный - с западной. Свод церкви опирается на четыре столпа, во всех ярусах иконы обложены старинными чеканными серебряными окладами с позолотой. У южных врат, ведущих в алтарь, под сенью, открыто почивают мощи преподобного Саввы в богатой серебряной позлащенной раке, устроенной в 1680 году. На внутренней стороне крыши сделано в 1855 году изображение преподобного Саввы в среброзлащенной ризе. В трех кругах, вытисненных на боках раки, описано житие Саввы. В 1847 году устроена над ракой новая сень из накладного серебра, В пристройке к соборной церкви, с правой стороны вверху, ризница, в коей хранятся достопримечательные предметы: Евангелие в большой лист московской печати 1644 года; рукописная Псалтирь 1656 года, по которой царь Алексей Михайлович обучался чтению; сосуды драгоценные с каменьями - дар царя Алексея Михайловича в 1651 году. Драгоценнейшая из риз - риза преподобного Саввы: вся белая, тафтяная, оплечье по голубому бархату шито струйчатым золотом, серебром и шелками; наискось по наподольнику щиты разными шелками полосочки; подкладка крашеная. По своей драгоценности еще замечательны покров на гробницу преподобного3 и подвесная пелена к передней стороне напрестольной одежды. На покрове вышит образ преподобного Саввы, над головой которого образ Св. Троицы, венец у преподобного весь унизан жемчугом и драгоценными каменьями. Жемчуг и каменья, осыпавшиеся с риз и других вещей, хранятся в особом ящике, в котором весу более 3 фунтов. Шапка - малинового бархата, в ней крупного жемчуга 382 зерна, В ризнице есть еще шелковая темно-вишневая скатерть царя Алексея Михайловича длиной 12 аршин.
К северо-востоку от Рождественского собора близ царских красных ворот находится теплая церковь Св. Троицы, построенная в 1652 году Н. В. Шереметевой, родители и родственники которой погребены под нижним сводом ее, в особой палатке. В 1857 году храм Св. Троицы реставрирован. Из икон, находящихся в трапезной храма, замечательна по древности икона Алексия Божья человека. К северу от Рождественского собора - церковь во имя Преображения Господня, освященная в 1693 году. При церкви обширная трапезная. К ней примыкает колокольня готической архитектуры в три яруса с четырьмя башнями. На одной из них висит большой колокол в 2126 пудов весом с двумя надписями; нижняя состоит из трех строк "тайного письма" в 425 знаков4. Под колокольней помешается библиотека. К западу от Рождественского собора стоит каменный двухэтажный дворец. Отделан при царях Иване и Петре Алексеевичах и возобновлен после пожара в 1775 году, состоит из II комнат, расположенных анфиладой и разделяемых в середине обширной каменной лестницей и площадкой. Комнаты украшены портретами Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и последующих государей и государынь, а также и архиереев. Из зала - выход на балкон, откуда открывается прелестный вид на Москву-реку и ее окрестности. Во дворце есть портреты царевны Софьи Алексеевны, изображенной в монашеском одеянии, Амвросия Тверского, Гедеона Криновского и др. К северной стороне дворца примыкает сад, занимающий 40 саженей пространства. Над св. вратами - церковь во имя преподобного Сергия Радонежского; она освящена 1 декабря 1651 года.
В одной версте от монастыря находится пещера преподобного Саввы. Каменная палатка над ней выстроена в позднейшее время. Над пещерой - церковь во имя преподобного Саввы со скитом на 12 человек. Под горой - колодезь, называемый Святым, выкопанный преподобным Саввой. Вне монастыря - три гостиницы. Рядом с ними - пруд, образовавшийся из речки Разварни, перегороженной каменной плотиной еще при царе Алексее Михайловиче.
Вяземы
Находятся на Можайской дороге в 37 верстах от Москвы и в 14 от Саввина монастыря. Это было родовое поместье Бориса Годунова. Здесь он построил каменную двухэтажную церковь во имя Св. Троицы (теперь она во имя Преображения и св. Николая Чудотворца). Тут, во дворце Годунова, некоторое время проживал самозванец в ожидании Марины Мнишек и останавливалась она сама во время проезда в Москву. В 1694 году село это подарено Петром 1 князю Борису Алексеевичу Голицыну, который оказал государю немало услуг во время стрелецких бунтов. Годуновского дворца давно не существует, цела одна церковь, не изменившая своей старинной архитектуры.
Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим)
Тут было прежде село Воскресенское5, принадлежавшее боярину Боборыкину. Патриарх Никон, часто проезжая Воскресенским трактом в Иверский Валдайский монастырь, полюбил его и приобрел у Боборыкина. Затем в 1655 году построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Воскресения Христова, при освящении которой присутствовал и царь Алексей Михайлович. Обозревая с Никоном окрестности, царь назвал новую церковь согласно с желанием патриарха Новым Иерусалимом. Это подало Никону мысль соорудить здесь храм наподобие Иерусалимского, для чего была взята точная модель последнего и немедленно приступлено к сооружению огромной церкви.
1Мощи обретены нетленными 19 января 16521г. в присутствии царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха и множества бояр и дворян.
2При нем придел во имя преподобного Саввы с его гробницей. Устроен в первой половине XVII в., обновлен в 1856 г.
3Покров сделан в 1649 г. царем Алексеем Михайловичем.
4Отлит в 1667 г. русским мастером Александром Григорьевым.
5В Звенигородском уезде на берегу реки Истры, в 47 верстах от Москвы по Воскресенскому шоссе. В 21 версте от Саввина монастыря по старому Волоколамскому тракту. От станции Крюково Николаевской железной дороги - 21 верста.