Лет сто тому назад ходила молва, что под мостом при деревне Голыгиной (близ Сафарина на Троицкой же дороге) в каждую полночь жаловались и плакали души Хованских, казненных по домогательству будто бы царевны Софьи в селе Воздвиженском и потом затоптанных в гати под Голыгиной. Тени несчастных отца и сына Хованских выходили на Голыгинскую гать, останавливали проезжих и прохожих и требовали свидетельств по суду Божию на князя Голицына и Хитрова. Говаривали, что один из Хованских, кланяясь прохожим, снимал свою отрубленную голову как шапку. Через несколько лет после того тени Хованских были заменены под Голыгинской гатью стоном лешего, но теперь нет, кажется, уже и лешего. Это страшное предание не мешает, однако, Голыгину быть чрезвычайно живописным.
Хотьково
Покровский Хотьков монастырь основан на берегах реки Пажи около 1308 года и был прежде киновцей, т.е. обителью чернецов и черниц: келий одних были на правой, а других на левой стороне. Во время осады Троицкой лавры этот монастырь был совершенно опустошен, но в царствование Михаила Федоровича Романова возобновлен. В этой обители, существующей шестое столетие, не осталось ничего древнего. Видимая теперь соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена вместо прежней деревянной в 1816 году. В ней достойны благоговейного внимания: 1. Местная икона Толгской Божьей Матери, пожалованная царицей Прасковьей Федоровной, в золотой ризе с драгоценными каменьями; 2. Икона Смоленской Божьей Матери - в приделе Святителя Алексия Митрополита; 3. Икона Тихвинской Божьей Матери - в трапезной собора, близ гробницы Кирилла и Марии; 4. Знамения Божьей Матери - икона старинного письма, на ней под стопами Богоматери изображена гробница Кирилла и Марии, около гробницы их дети; 5. На правой стороне трапезной собора - гробница Кирилла и Марии, верхняя сторона коей осенена балдахином. Против гробов похоронена княгиня Ф. Л. Черкасская, умершая в 1810 году. На передней части надгробницы Кирилла и Марии надпись: "Лета 6845 преставися раб Божий инок Кирилл, отец Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца". Смежный с собором храм - во имя св. Николая Чудотворца (каменный) - построен в 1768 году. Новый позлащенный иконостас и возобновленная стенная живопись сделаны в 1874 году. Кроме того, в монастыре еще две церкви. Восточная сторона монастырской ограды (110 саженей длины) построена в 1778 году, западная сторона (106 саженей длины) - в 1781 году. Колокольня с боевыми часами построена в 1834 году.
Император Петр 1, как говорит предание, в бытность свою в Хотькове заметил там много досужих крылошанок, белиц и послушниц, выписал из Голландии мастериц, которые научили их прясть тонкие нитки, ткать лучшие холсты и плести кружева. Заведение это теперь находится за колокольней в двухэтажном корпусе. Между прочим, есть и иконописное заведение, в котором монахини пишут красками и акварелью. Некоторые из послушниц украшают иконы фольгой и бисером, делают из воска цветы и фрукты. Есть и золотошвейное отделение. Занимающихся ремеслами послушниц около 80. Число всех сестер около 400. Императрица Елизавета Петровна, любившая Хотьков монастырь, взяла к себе одну из крылошанок его, Марфу Ивановну, сперва в сенные девушки, а потом уже она попала в мамушки к наследнику престола великому князю Павлу Петровичу, который весьма уважал свою мамушку из крылошанок.
Воздвиженское
Село это расположено на горе, окруженной оврагами, лесами и болотом, в 12 верстах от Сергиевой лавры. На Воздвиженской горе отдыхал великий князь Дмитрий Донской. Там был путевой дворец, фундамент которого употреблен на церковь. В 1623 году царь Михаил Федорович на возвратном пути из Троицкого монастыря 26 сентября праздновал новоселье в построенном им Воздвиженском дворце. У царского стана были бояре О. И. Шереметев и князь Д. М. Пожарский. В Воздвиженском юные цари Иван и Петр с царевной Софьей жили некоторое время, боясь в Москве злоумышления А. П. Хованского, который здесь и был казнен.
Радонеж
Налево от Воздвиженского, верстах в трех. Здесь был город Радонеж, в котором провел свою юность преподобный Сергий. Каменная церковь Преображения Господня построена здесь вместо деревянной в начале XIX века. Саженях в ста от церкви к западу, на горе, обтекаемой речкой Пажей, сохранились еще следы земляного вала в виде укрепления, окружавшего город и имевшего фигуру неправильного четырехугольника. С каждой его стороны были вниз к реке сходы, заросшие, как и все бока холма, кустарником. Цари на походе в обитель Сергия заезжали в Радонеж помолиться.
На девятой версте от Троицкой лавры на Поклонной горе стоит старая каменная часовня. В ней водружен огромный из дубовых брусьев крест, обитый липовыми досками. На одной стороне его изображено Распятие, а на другой - преподобный Сергий. Через дорогу раскинулся пруд, выкопанный, по преданию, преподобным Сергием. Никто из пешеходов-богомольцев не проходит мимо, чтобы не помолиться животворящему кресту. Его не проходили без молитвы и всероссийские митрополиты и патриархи, великие князья и цари. С этой часовней связано одно чудесное событие, которое занесено в Житие Сергия. Современник преподобного, просветитель зырян, пермский епископ Стефан, проезжая в Москву через это место, покрытое тогда лесами, остановился на Поклонной горе поклониться Св. Троице и, благословив оттуда троицкого игумена Сергия, сидевшего в это время за братской трапезой в обители своей, сказал: "Мир тебе, духовный брате!" Преподобный Сергий, к удивлению братии, встал из-за трапезы и отвечал на благословение святителя поклоном и приветствием: "Радуйся, Христова стада пастырь, мир Божий да пребывает с тобою". "Кому ты кланяешься, отче?" - спросили изумленные ученики его. "В сей час епископ Стефан, идый в град Москву, и против монастыря нашего Святой Троице поклонился и нас, смиренных, благослови". Преподобный Сергий указал и само место, где тотчас же затем посланные застали спутников Стефановых. Память чудесного сближения святых душ увековечена сооружением на Поклонной горе сперва креста, а потом над ним часовни.
Верст за семь от Троицы есть гора Волкуша. Здесь архимандрит Троицкого монастыря благословлял крестом и кропил святой водой достойных сынов России, которые с вождем своим князем Пожарским и гражданином Мининым шли освобождать Москву от врагов России.
Сергиев Посад
Из всех священных местностей это - самая знаменитая в окрестностях Москвы и привлекает неисчислимое количество богомольцев.
Подробных описаний Троице-Сергиевой лавры существует немало, поэтому мы, отсылая любознательных читателей к тем описаниям1, ограничимся здесь кратким рассказом об основании лавры и о ее древностях и церквах.
Лавра основана в 1340 году преподобным Сергием (1319-1392). В настоящее время имеет 12 церквей. Все здания ее окружены оградой с девятью башнями и четырьмя воротами. Стены в окружности более версты; вышина 4 сажени, местами доходит до 7. При входе через ворота с правой стороны возвышается Успенский собор с пятью большими главами2. Иконостас XVIII столетия, пятиярусный, резной. Живопись в храме возобновлена в 1866 году, иконы обновлены в 1881 году. В нем кроме главного престола три придела. Вне собора, против северо-западного угла, - гробницы Бориса Годунова, его супруги, сына и дочери (Ксении).
1Карамзин, Снегирев, Шевырев, Муравьев, Горский и др. Особенно замечателен в этом отношении труд Снегирева, который дает много ценных исторических указаний о пути между Москвой и лаврой.
2Освящен в присутствии царя Федора Ивановича в 1585 г.