Над ее созданием Никон трудился девять лет и до того заботился о ней, что своими руками делал кирпичи и носил их на место. В ближней роще построил он для себя уединенный скит, где и провел все время строительства церкви, удаляясь на ночь в тесный затвор, где каменная скамья и такое же изголовье служили ему ложем. Желая окружить Новый Иерусалим названиями священных мест настоящего Иерусалима, Никон переименовал многие окрестности: реку Истру - в Иордань, изрытый нарочно вблизи скита поток - в Кедрон, селение - в Назарет и проч. А на том холме вблизи монастыря, где царь Алексей Михайлович высказал мысль о создании Нового Иерусалима, Никон построил часовню, носящую название Елеонской. Когда же по суду восточных патриархов Никон был лишен сана и в 1666 году сослан на Белоозеро, строительство остановилось. После кончины царя Алексея Михайловича иарь Федор, любивший Никона, велел в 1679 году продолжать строение. Царевна Татьяна Михайловна пожертвовала много денег и утвари для довершения знаменитой церкви. Но полностью здание было окончено только в 1685 году, при царях Иване и Петре Алексеевичах, и освящено 18 января того же года патриархом Иоакимом. В 1723 году каменный шатер, или главный купол над ротондой Св. Гроба, внезапно обвалился внутрь церкви; сверх того, сделавшийся вскоре пожар привел церковь еще в большее запустение. 26 лет церковь оставалась в развалинах.
В 1749 году Воскресенскую обитель посетила императрица Елизавета и повелела возобновить церковь, не отдаляясь от первоначального ее характера, и назначила для этого архитектором графа Растрелли. Возобновление было совершено под присмотром настоятеля монастыря Амвросия. Шатер купола над ротондой сооружен вместо тяжелого каменного деревянный. Сделаем краткое обозрение монастыря. Его ограда в виде неправильного шестиугольника построена в 1690-1699 годах. Окружность ее - 432 сажени, наружная высота 4 сажени 7 вершков. По углам находятся 8 трехэтажных конических башен с удобными помещениями. По ограде проходит широкая галерея для крестных ходов. Посреди площади при входе через св. ворота, над которыми находится церковь, возвышается главный храм Воскресения Христова - близкое подобие древнему Иерусалимскому1. Алина его внутри 50 саженей, ширина 20, окружность 173 сажени. Он украшен несколькими разнообразными куполами, между коими возвышается более чем на 32 сажени от земли гигантский шатер над ротондой. Это - необыкновенное создание, составляющее диво в архитектуре, потому что держится без связей2. В этой церкви 29 приделов. Трудно представить то впечатление, которое производит внутренность храма своим великолепием, позолотой и грандиозными размерами. Величественнее всего внутри собора Гроб Господень длиной 2 аршина 9 вершков, шириной аршин и 5 вершков - точное подобие Иерусалимского Гроба Господня. Маленькая часовня над ним вся вызолочена3.
В храме большое количество достопримечательностей. В приделе Всех Святых погребен Никон (1631 г.). Возле могилы его вериги, келейный образ и другие предметы. Зимняя церковь - в честь Рождества Христова с Вифлеемской пещерой. Вокруг нее расположены малые приделы, символизирующие детство Спасителя и места страдания Его. Под Голгофской горой устроена церковь, в которую следуют 33 ступени, по числу лет, проведенных Спасителем на земле. Церковь Обретения Св. Креста Царицей Еленой - также подземная. Над Св. Вратами церковь Входа в Иерусалим, построенная в 1697 году. Всех церквей в монастыре 41.
В Воскресенском соборном храме среди других предметов и святынь хранится в серебряном ковчеге десная рука мученицы Татьяны, принесенная в дар царевной Татьяной Михайловной в 1691 году, а в ризнице находится подлинная модель Иерусалимского храма, привезенная с Востока Арсением Сухановым в 1657 году, и подобие Серебреников, за которые Иуда продал Господа нашего Иисуса Христа.
Вблизи монастыря находится пустынь, устроенная Никоном. Здание это небольшое, но высокое, подобное столбу, в 4 этажа, с узкими решетчатыми окнами. Тут 10 тесных келий, куда ведут каменные узкие лестницы, две трапезные и две церкви - во имя Богоявления Господня и св. апостолов Петра и Павла, в которых Никон в совершенном одиночестве отправлял служение как священник.
Деулино
Село Московской губернии в четырех верстах от Троицкой лавры на большой дороге к Угличу. Замечательно тем, что в нем заключен был 1 декабря 1618 года мир с поляками, по которому королевич Владислав отказался от своих требований на российский престол. Послы съезжались три раза: в первый раз они побранились, во второй едва не подрались, а в третий кончили дело. В Деулине обращает на себя внимание старинная церковь.
Спасское
Село Московской губернии, находящееся в десяти верстах от села Пушкина по дороге к Сергиевой лавре. Это старинное поместье, принадлежавшее прежде графам Комаровским, принадлежит камергеру А. А. Майкову. Здесь замечательна церковь, построенная при Петре Великом, возобновленная и расширенная приделами Комаровским. В ней богатая утварь, между которой замечательны два золотых креста со святыми мощами, иконная живопись по строго выдержанному, простому, но изящному стилю. На эту церковь можно указать как на одну из изящнейших сельских церквей. Владельцы Спасского устроили в нем рациональное сельское хозяйство и ферму. В Спасском великолепный обширный парк.