Церковь Св. Зосимы и Савватия. Она находится подле церкви Смоленской Божьей Матери в жилом корпусе, и к ней прилегают больничные кельи. Сооружена в 1635 году, а в 1777 в ней сделан новый иконостас. Тут богомольцы причащаются.
Колокольня. Прежде колокольня была при церкви Сошествия Св. Духа, но в 1738 году разобрана и в 1741 году по плану графа Растрелли заложена новая, пятиярусная. Окончена постройкой в 1767 году. Вышина 46 саженей и 1 аршин. Оканчивается позолоченным медным куполом в виде чаши, в коей водружен крест. В третьем ярусе в 1784 году устроены часы. Из колоколов самый большой в 4 тысячи пудов, потом Годуновский в 1850 пудов и Корноухий в 1275 пудов. Всех колоколов 40.
Обелиск. На пространстве между колокольней и Троицкой соборной церковью поставлен в 1792 году обелиск в 14 аршин вышины из дикого камня, с солнечными часами. На обелиске четыре надписи о разных событиях, совершавшихся в лавре. В 1823 году вокруг него поставлены соединенные цепью пушки, которые некогда служили для зашиты лавры против поляков.
Часовня над колодезем. Эта красивая часовня называется Успенской потому, что вода с 1644 года течет от юго-западного угла Успенского собора. В то время когда монастырь терпел недостаток в воде и посылал в дальние русские города отыскивать мастеров, которые могли бы вырыть колодезь чистой воды, тогда каменщики, чинившие западную часть собора, разобрали камни, расчистили место - и вдруг из-под стены стала бить ключом чистая вода. Часовня устроена в конце XVII столетия. Богомольцы умывают себе глаза и лицо этой водой и пьют ее натощак для здоровья.
Лаврская ризница. Это двухэтажное здание на западной стороне Троицкого собора, построенное в 1762 году митрополитом Платоном. В Лаврской ризнице, как в капле воды солнце, отражается все огромное былое лавры, со всеми его многоразличными особенностями. Из замечательнейших предметов ризницы можно отметить: а) деревянные и раскрашенные служебные сосуды преподобного Сергия и такие же сосуды преподобного Никона; б) Евангелие харатейное, четвертное, писанное преподобным Никоном; в) крест, присланный Сергию от цареградского патриарха Филофея; г) священническая риза преподобного Сергия из крашенины; д) риза преподобного Никона из белой камки с оплечьем и крестом парчовыми; е) кадило серебряное преподобного Никона с надписью на нем: "6913 (1405) сие кадило создано бысть Святой Троицы замышленьем игуменом Никоном, при Благоверном Князе Великом Васильи Дмитриевиче"; ж) кожаные сандалии, бывшие 30 лет в гробу на ногах преподобного Сергия.
В числе церковной утвари находятся достопримечательные харатейные Евангелия XIII и XIV веков в золотых окладах с дорогими каменьями, драгоценные по богатству и древности напрестольные кресты, священ-нослужебные сосуды, воздухи, покровы, пелены и облачения, митры и панагии. В художественном отношении замечательны складень из слоновой кости с изображением преподобного Сергия, миниатюрная Псалтирь в половину вершка в перламутровой оправе, мозаический стол времен митрополита Платона, два посоха, оба золотые: один - пожалованный Екатериной II митрополиту Платону, другой - императором Александром II митрополиту Филарету. В последнем посохе весу 6 /2 фунта, и он унизан, как трава росой, бриллиантами, яхонтами и изумрудами. В витрине ризницы находится один из сребреников, за который, по преданию, продан Иисус Христос Иудой; старый рубль в виде серебряного цилиндрического бруска и много других русских и иностранных монет. Тут же находятся кафтан Ивана Грозного, уздечка князя Пожарского, пули, ядра и другие остатки от времен осады лавры, так называемый троицкий горошек - железные четырехконечные звездочки, которые, как ни кинуть, одним концом торчат вверх: их кидали вокруг стен лавры во время осады, чтобы затруднить путь коннице. Вообще, богатства Лаврской ризницы не имеют себе в России ничего подобного, и их надо видеть, чтобы понимать их значение.
На северной стороне монастыря находятся так называемые царские чертоги. Это старинное двухэтажное здание, построенное при Петре Великом архимандритом Тихоном Писаревым в 1742 году. Оно украшено аллегорической лепной работой, там прежде стоял царский трон. С 1814 года в этом здании помещаются Духовная академия, библиотека, больница и живут наставники академии.
Вдоль западной монастырской стены выстроены кельи наместника, далее западная и восточная линии братских келей.
Против св. ворот вне монастыря, на так называемой Красной горке подле большой дороги, по левую ее сторону, - часовня. Она построена в 1770 году вместо деревянной на том самом месте, куда во время пожаров в лавре в 1709 и 1746 годах выносимы были мощи преподобного Сергия.
Под самым Троицким монастырем две древние церкви: одна в честь Введения Пресвятой Богородицы, сооруженная Ив. Симским в 1547 году, другая - во имя св. Параскевы Пятницы, сооруженная в то же время на иждивение Троицкого монастыря и вкладчиков. Это были некогда церкви Введенского монастыря. В описи 1642 года значится: во время осады монастыря он сгорел, постановлением 1684 года обращен в место заточения для исправления монахов, а впоследствии обе церкви сделаны приходскими.
В заключение несколько слов о стене, башнях и о Лаврском саде. Каменная стена начата постройкой еще при Елене Глинской, но окончена при Иване Васильевиче, который дал разрешение монастырю брать даром, где бы по соседству ни нашлись, камень и известь и повелел, чтобы крестьяне ближних мест не были занимаемы никакими иными работами, кроме построения стены, доколе она не устроится. Из башен замечательнее других Пятницкая. В тяжелую годину осады лавры именно на эту башню обращены были главные усилия поляков: сюда стрелял пан Лисовский, сюда веден подкоп, устье которого найдено осажденными при одной из удачных вылазок.
Башня со св. воротами устроена в 1807 году. На Красной башне в 1863 году устроена водоподъемная машина.
Лаврский сад расстилается за речкой Кончурой. Он называется также Пафнутьевым - есть предание о том, будто бы сын стрелецкого головы Пафнутий Сагалаев во время стрелецкого бунта, когда Петр находился уже в монастыре, узнав об умысле на жизнь его, поспешил сюда и сообщил об этом царю, гулявшему в саду. Царь поцеловал юношу и повелел саду именоваться впредь Пафнутьевым.
Гефсиманский скит
В двух верстах от лавры, где теперь скит, был загородный дом архимандрита Кирилла, построенный в 1842 году. Это уединенное место с садом, рощей и с двумя прудами, обнесенное каменной оградой, называлось Корбухой. Митрополиту Филарету, по его словам, пришла мысль устроить в этом уединенном месте малый храм, при котором поселились бы несколько братий, особенно расположенных к подвижнической жизни, для служения в церковных молитвословиях. Недалеко от Корбухи в селении Подсосенке некогда был Богородицкий Успенский монастырь, а в нем древний деревянный храм. С построением там каменной церкви деревянная оказалась ненужной и уже обречена была на конечное разрушение огнем, какому предавались ветхие деревянные церкви. Этот-то храм и послужил основанием Гефсиманского скита на Корбухе. Когда стали разбирать ветхую церковь, существовавшую более чем 225 лет и построенную преподобным Дионисием, то нашли, что сосновые стены ее крепки как камень, за исключением нескольких бревен. В 1843 году церковь эта была перевезена на Корбуху и здесь возобновлена. Освящение ее совершено митрополитом Филаретом 27 сентября 1844 года. Тут два храма: верхний и нижний. Нижний, называемый подцерковьем, во имя Гефсиманского моления Спасителя, и верхний - а честь Успения Божьей Матери. Все здание имеет подобие корабля. Глава его осенена восьмиконечным крестом.