Далее, к юго-западу, - Соборный Троицкий храм. Он из белого камня, стоит, вероятно, на том же месте, на котором некогда срубил преподобный Сергий свою деревянную церковку, которая сгорела несколько лет спустя по его кончине, в нашествие Едигея, в 1408 году. Место, на котором стояла она, несколько лет пустовало. Преподобный Сергий, как известно, умирая, заповедал братии похоронить его не в церкви Св. Троицы, а на общем кладбище вместе с прочими усопшими братьями; он заповедал это, но только без клятвенного обещания со стороны братии, почему братия с разрешения митрополита Киприана похоронила его все-таки в церкви Св. Троицы. Когда татары сожгли ее и воздвигнута была временно другая деревянная церковь Св. Троицы, то поставлена она была не на пепелище старой, а в стороне, потому что старое место, на котором под открытым небом покоился преподобный Сергий, предназначалось уже тогда на возведение каменного, более богатого храма, что и исполнено в 1422 году, с открытием мощей. Нет сомнения, что именно этот храм и есть Троицкий. Весьма невеликий, 9 саженей и 2 аршина в длину и 7 в ширину, он остается скромным и не особенно заметным среди других сооружений лавры. Над четырехскатной крышей поднимается на невысокой шее одинокий луковичный купол. В 1880 году этот купол позолотили, так как две прежние позолоты, XVI и XVIII веков, уничтожило время. Не более прочна оказалась и стенопись внутри храма. Со времени возникновения храма она в 1854 году возобновлена в четвертый раз, так что от первоначальных работ иноков Андрея Рублева и Даниила Черного сохранились, может быть, частью одни только очертания на темном золотом фоне. Обилие серебра и золота в этом храме кажется еще большим вследствие его малости. Пятиярусный иконостас, полный икон, дважды обит серебряной позолоченной ризой. К серебру, облекающему иконостас, стены и столпы, следует прибавить серебро алтаря.
Царские врата устроены и украшены царем Михаилом Федоровичем. Характерно, что в дарохранительнице на престоле небольшие фигуры апостолов сделаны из золота и один только Иуда из меди: замечательный художественный прием для выражения сравнительной ценности изображаемого. Между древних икон много весьма замечательных, но первенствующие, без сомнения, чудотворный образ Св. Троицы, обложенный золотом и каменьями в 1600 году царем Борисом Годуновым1, и образ Видения Богоматери преподобным Сергием над южной дверью. Складной образ этот сделан из верхней гробовой доски преподобного, как свидетельствует на задней стороне надпись. В 1654 году царь Алексей Михайлович брал этот образ в Польский поход и одержал победу над польским королем. В 1703 году, во время шведской войны, образ был отправлен в русский лагерь к графу Б. П. Шереметеву, где и находился во всех походах, окончившихся победой над Карлом XII. В 1812 году образ находился в московском ополчении и возвращен обратно по изгнании врагов из отечества. В 1855 году икона эта была вручена императору Александру Николаевичу митрополитом Филаретом, препровождена в действующую армию в Крым на укрепление против врагов и в 1856 году возвращена ополчением в лавру2.
Но главную святыню Троицкого храма, духовный центр его, составляют почивающие у южной стены, близ иконостаса, мощи св. Сергия. Они находятся в серебряной позолоченной раке, устроенной царем Иваном Васильевичем; другая рака около нее устроена императрицей Анной Ивановной в 1737 году, она серебряная, чеканная, с богатой сенью на четырех столпах, 25 пудов весом. Против раки хранятся за стеклом образа Моления преподобного Сергия, Пресвятой Богородицы Одигитрии и Св. Николая, риза преподобного, епитрахиль и поручи из крашенины, деревянный его посох, аналав от схимы, нож с ножнами и деревянная ложка. В юго-западном углу погребено тело радонежского князя Андрея Владимировича, в иноках Саввы. Над могилой его - медная доска с надписью. Среди храма, перед алтарным иконостасом, висит огромное серебряное паникадило, устроенное в 1812 году, весу в нем 5 пудов. В северном притворе находятся две надписи, напоминающие о 1771 и 1812 годах: о спасении монастыря от язвы и от врагов.
С южной стороны к Троицкому собору пристроена церковь Преподобного Никона. Она небольшая, теплая; возобновлена в 1840 году. Здесь икона Иерусалимской Божьей Матери, и в юго-западном углу опочивают под спудом мощи ученика и преемника св. Сергия преподобного Никона, преставившегося в 1428 году, 17 ноября, после 26-летнего управления Троицкой обителью. Юго-западный придел собора, известный под названием Серапионовой палатки, по преданию, есть место кельи преподобного Сергия, где он удостоился посещения Божьей Матери с двумя апостолами. Здесь на южной стене большая икона этого видения, и в особых ковчегах правая рука св. первомученика Стефана и камень от Гроба Господня. Здесь же под спудом опочивают архиепископ новгородский Серапион, митрополит Иоасаф и Дионисий, архимандрит Троицкого монастыря. На каменных надгробиях изображены их лики.
Против Троицкого собора, с восточной стороны, церковь Сошествия Св. Духа. К ней пристроен с южной стороны в 1867 году придел Св. Филарета Милостивого. Здесь усыпальница митрополитов Филарета, Иннокентия и архимандрита лавры Антония. Церковь Сошествия Св. Духа построена на месте деревянной в 1476 году. В 1655 году она внутри расписана, в 1778 году в ней сделан новый иконостас. В 1808 году украшены и позолочены глава и крест. К северной стороне церкви примыкает часовня, где погребен преподобный Максим Грек; она устроена в 1847 году.
Церковь Преподобного Сергия находится против Успенского собора, на южной стороне. Построена в 1686-1692 годах, украшена живописью в 1780 году. Возобновлена и украшена в 1847 году. Пол в церкви мраморный; вокруг открытая терраса, выстланная чугунными плитами. Трапезная обширная, в ней бывают в великие праздники и высокоторжественные дни соборные столы. Тут же, с южной стороны, и отделение для ежедневной трапезы и палата с запасной ризницей. Над церковью монастырская библиотека, где хранятся разные древние рукописи и книги, по большей части духовного содержания, а также акты в столицах, относящиеся к монастырским вотчинам. Рукописей более 828, книг около 9 тысяч. Более же ценные рукописи находятся в библиотеке Духовной академии.
Церковь Преподобного Михея (иначе называется Видение Божьей Матери преподобным Сергию и Михею). Это шестиугольное низкое здание, построенное на том месте, где была деревянная келья преподобного Михея. Гробница Михея находилась прежде под трапезным крыльцом, а с построением в 1734 году церкви поставлена в ней. Мощи преподобного Михея опочивают под спудом. Церковь Св. Михея возобновлена два раза: в 1781 и 1842 годах.
Церковь Рождения Иоанна Предтечи находилась над вратами ограды. Сооружена в 1629-1696 годах. В 1746 году она сгорела с иконостасом и всей утварью. Восстановлена и освящена в 1763 году, а затем в 1827.
Церковь Смоленской Божьей Матери. На этом месте прежде стояли две каменные палаты, на одной из которых стоял вырезанный из камня старинный образ Смоленской Божьей Матери. В 1730 году икона эта исцелила псаломщика, у которого обе иссохшие руки пригнуты были к спине3. По этому случаю в 1735 году архимандрит Варлаам соорудил церковь, в которой и поставил чудотворную икону. В 1854 году церковь расширена и украшена живописью.
Церковь Св. великомученицы Варвары. На левой стороне от св. ворот. Построена в 1853 году иждивением графини Варвары Татищевой, в иночестве Анастасии.
Церковь Св. апостолов Петра и Павла. Находится в архиерейском доме при настоятельских кельях. Прежде, в 1758 году, здесь был престол во имя Казанской Божьей Матери. В 1795 году он посвящен св. апостолам Петру и Павлу от митрополита Платона в честь своего ангела Петра (в светском житии). В церкви весь иконостас и иконы писаны на полотне. На сводах и стенах изображены разные замечательные эмблемы и надписи, сочиненные Платоном. В палатах еще сохраняются старинные портреты святителей и царей, вековая узорочная мебель и келейная утварь Платона.
2В верхней части дверей южного входа пробоина напоминает осаду монастыря поляками в 1608 г. Ядро из неприятельского лагеря, пробив эти двери, ударилось в образ Св. Николая, стоявший тогда у северных дверей, а впоследствии замещенный образом Тихвинской Божьей Матери. Знак от ядра оставлен на иконе Св. Николая, которая поставлена в соборном притворе.
3Исцеление засвидетельствовано врачами в присутствии императрицы Анны Ивановны.