На постройку храмов употреблено одно дерево. Стены верхней церкви обиты сосновыми досками. На северной стене достоин внимания по святости и глубокой древности образ Иорданской Божьей Матери, писанный, по преданию, на доске, бывшей в келье св. Иоанна Ламаскина. Иконостас храма из кипарисного дерева. Царские двери из Подсосенской церкви. Стены алтаря внутри обиты досками из трех пород дерева: кедра, певга и кипариса. Нижняя церковь отличается такой же простотой, как и верхняя, Успенская. В скиту есть ризница и библиотека, помещающаяся в отдельном здании над трапезной, которая находится позади церкви во имя св. Филарета Милостивого.
К южной стене Успенского храма пристроены деревянные, на каменном фундаменте двухэтажные покои для митрополита с моленной, обращенной окном в церковь. Здесь три небольшие комнаты, замечательные простотой убранства: кресла и диваны заменены лавками.
В трехэтажном каменном корпусе - больница, кельи и храмы: вверху, на хорах, в честь преподобных Сергия и Никона, а внизу - во имя св. Филарета Милостивого, сооруженная в 1860 году московским купечеством в память 40-летнего служения на московской пастве митрополита Филарета. Церковь освящена 27 сентября 1860 года. Здесь по два часа в сутки каждым из скитников совершается непрерывное очередное чтение Псалтири как о здравии живущих, так и о упокоении усопших благотворителей.
На восточной стороне скита - Воскресенская кладбищенская церковь, построенная в 1847 году. Иконостас в ней из железа и состоит из колонн в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа над церковью. В этом храме отпевают скитскую братию. Близ церкви, в часовне, на холме водружен деревянный крест, в который вложена часть от креста преподобного Сергия,
На северной стороне от Гефсиманского скита, за прудом, находится пещерный храм в честь Архангела Михаила, а над ним другой великолепный храм в честь чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери. Пещеры с кельями укреплены каменными сводами. Начало пещерам положено известным в свое время юродивым Филиппом.
На западе от пещер, на берегу пруда, находится Боголюбивая киновия. Это - кладбище лаврской братии. Киновия основана в 1858 году схимонахом Филиппом, который перешел сюда из пещер. Двухэтажная церковь сооружена в 1859 году: верхний престол в честь Боголюбской Божьей Матери, в нижнем этаже придел во имя св. жен Матроны и Капитолины; освящен 18 июля 1861 года.
Богослужение в Гефсиманском скиту совершается почти непрерывно, к нему иноки призываются иногда звоном колокола, а иногда ударами в било (чугунная доска, в которую ударяют колотушкой). Скитская братия занимается разными изделиями: вырезает крестики, ложки, подсвечники и чашки из дерева. В скит женскому полу входить не дозволяется, кроме двух дней в году -16 и 17 августа.
В 1859 году в пяти верстах от скита на восток основана пустынька. Основание пустыньки благодаря попечениям архимандрита Антония положено схимонахами Илларионом, Федотом и Александром. В 1860 году там выстроена церковь в честь Св. Духа, и пустынька получила название скит Параклита, т.е. обиталище Св. Духа Утешителя. Дорога в скит необыкновенно живописна. Женщинам входить в скит вовсе воспрещается. Устав строгий, и монахов очень мало.
Спасо-Вифанский монастырь
Монастырь находится в 3 1/2 версты от лавры, к юго-востоку. Он основан митрополитом Платоном в 1783 году по плану архитектора Н. М. Одоевского. На постройку употреблено II тысяч, а на содержание иноков внесено Платоном собственных денег 20 тысяч рублей. Монастырь обнесен каменной оградой с четырьмя башнями длиной 160 саженей; она построена в 1786 году. Против ворот монастыря овальной формы церковь Преображения Господня с чрезвычайно оригинальным внутренним устройством. Вместо иконостаса сделана искусственная гора в виде Фаворской, покрыта мхом и цветами; она устроена скульптором К. Песковым. На ее вершине храм Преображения Господня. Под горой хранятся огромный рог единорога, оленя рог и китовые позвонки. По обеим сторонам горы - две лестницы, ведущие к алтарю. Вверху горы - резной, золоченый, в виде совершенно круглой часовни, позолоченный иконостас. В самой горе - придел Воскресения Лазаря, а в левой стороне хранится деревянный гроб, в котором обретены мощи св. Сергия. Тут же погребен и сам основатель церкви и обители митрополит Платон. У южных дверей алтаря чрезвычайно эффектный образ Воскресения Христова с искусственным вертепом, сделанным из разных горных пород, и Гробом Спасителя. Образ сделан в Сибири и заключает все разнообразие и богатство ее горных произведений. Тут же на стене - превосходное резное изображение из кости поклонения волхвов. У северных дверей алтаря, близ окна, картина Марии Магдалины, писанная на яшме. Стены на хорах украшены живописью церковно-исторического содержания. Придельная церковь (нижний вертепный храм) представляет образец пещер. Иконостас полукруглой формы возобновлен в 1866 году. В образ Воскресения Лазаря врезан камень из гроба Лазаря. Кругом всей нижней церкви галерея, свод которой расписан в последний раз в 1866 году.
По правую сторону храма Преображения архиерейский дом, и в нем церковь. При входе в дом с правой стороны надпись: "Не выноси сору вон". Все убранство келий этого дома, где жил на покое Платон (с 1797 по 1812 г.), великий иерарх, носит следы его ума и вкуса, напоминая в то же время и славный век, которому принадлежала его деятельность, Мебель комнат принадлежала великой княгине Наталье Алексеевне, супруге Павла 1, и пожалована Екатериной II митрополиту Платону.
Перед домом стоит памятник с надписью о посещении Вифании императором Павлом. За церковью кладбище, где погребаются братия Троицкой лавры и монашествующие в Вифании. В самом монастыре - гостиница, кельи для братии, богадельня, дома для монастырских служителей и семинария. Она построена в 1797-1800 годах. Главное здание наподобие замка с четырьмя башнями. Учеников - до 300. Библиотека имеет до 10 тысяч экземпляров.
Внизу небольшого возвышения, где стоит монастырь, пруд, называемый Ершовским; посреди пруда остров, берега живописны.
Всесвятское
Село находится в двух верстах от Петровского парка. Оно существует более 400 лет. Тут было когда-то два дворца: имеретинского царевича Александра Арчиловича и князя Георгия Александровича Грузинского. В первом из них одно время пребывал Петр Великий с семейством. Кроме того, дворец этот служил "подъездным дворцом": в нем императоры и императрицы останавливались перед въездом в Москву. При дворце был сад и парк. Ни дворцов, ни сада, ни парка давно уже не существует. Единственным напоминанием о прежних владельцах села Всесвятского служат надгробные плиты с сохранившимися на них надписями. Плиты эти находятся во Всесвятской церкви, где было когда-то царское место. Церковь эта подверглась капитальным переделкам, причем иконостас изменен совершенно. На месте бывшего каменного дворца устроено теперь солдатское кладбище. Местность, прилегающая к кладбищу, называется Садок, в память того, что здесь именно был дворцовый сад. Далее тянется Серебряный бор: это бывший парк. Возле речки Таракановки сохранились два небольших прудка: они выкопаны были для стерлядей, а потому и называются "стерляжьими". Во Всесвятском был некогда монастырь, от которого не осталось ни малейших следов.
Покровское
Находится в Филях за Дорогомиловской заставой, в пяти верстах от Москвы. Это одно из старинных сел, принадлежавших дяде Петра Великого боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, который построил в нем в 1693 году великолепную церковь. Все образа в иконостасе Покровской церкви искусного фряжского письма. Особенно замечательна икона Спаса Нерукотворного. В ризнице церкви хранятся Евангелие, напечатанное в Москве в 1689 году, и полотенце работы царицы Натальи Кирилловны, вышитое золотом и щелками. Предание говорит, что Петр Великий нередко посещал Покровское и певал на клиросах в церкви. Царское место, устроенное у западной стороны церкви, свидетельствует, что царская фамилия действительно присутствовала при богослужении. В 1812 году церковь подверглась поруганию от неприятеля. В нижней церкви французы сделали конюшню, а в верхней - швальню. Существенных повреждений, однако, не было, и в 1813 году церковь освящена снова.