Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Здесь, между Яузой и Москвой-рекой, в глубокой древности был мужской монастырь. Он был основан в XV веке, но когда уничтожен - неизвестно; впрочем, в XVI веке он еще существовал. Теперь на этом месте нет никаких признаков монастыря, а находится только приходская церковь Покрова Богородицы, что на Лыщиковой горе, или "у Лихарева двора", которая построена в 1696 году. Полагают, что название "Лыщикова гора" происходит от собственного имени, т. е. от имени основателя бывшего монастыря, некоего Лыщикова. Относительно же "у Лихарева двора" известно (по исповедным ведомостям), что в этом приходе был богатый дом статского советника Алексея Кирилловича Лихарева. Надо заметить, что еще - в XIII веке урочище это было известно под именем Лыщиковского городища.
Великомученика Никиты, что за Яузой, на Швивой горке. Построена в XVI веке. Замечательна по своему местоположению, откуда прекрасный вид на Кремль и на Замоскворечье. В церкви три придела.
Скажем несколько слов о Швивой, а по-простонародному - Вшивой горке. Горка находится справа от Лыщиковой, О названии ее есть несколько предположений. Когда еще Москва-река была хорошим водяным путем, и по ней ходили большие суда, то на эту горку имели обыкновение приходить бурлаки, раскладывали здесь костры, варили себе пищу и, между прочим, обсушивались и истребляли известных неприятных насекомых. По иному сказанию, горка называется так потому, что в древние времена до самой Москвы-реки были здесь капустные огороды, где плохо росла капуста, так как на нее нападали какие-то вредные мошки, попросту называемые вши. Есть и другое объяснение. Горку следует называть не Вшивая, не Швивая, а Шивая, потому что здесь шла дорога в Хиву, которая в народном названии обратилась в Шиву. Такое объяснение малоудовлетворительно, потому что и теперь Хива малоизвестна, а в старину еще менее. Могло быть, что, как и Лыщикова гора, так и эта горка названа по имени владельца, занимавшего гору своим домом. Впрочем, объяснение этого названия предоставляем на волю самого читателя.
Симеона Столпника за Яузой. Построена в 1600 году Борисом Годуновым в память своего восшествия на престол. Расположена на особом бугре. Форма ее - прекрасная ротонда с весьма соразмерным куполом. Колокольня церкви, построенная в 1739 году, перестроена в 1863 году. Теплая церковь возобновлена в 1852 году почетным гражданином А. Русиновым. При церкви два придела: Св. Дмитрия Ростовского и Св. Николая Чудотворца.
Николая Чудотворца в Воробине. Эта небольшая церковь, как видно из надписи, находящейся на паперти, начата строительством 27 мая 1690 года, а освящена патриархом Адрианом 17 июля 1693 года. Постройка производилась иждивением стрельцов полка Стрекалова с приобщением дарованных царем в память рождения царевича Алексея Петровича 550 рублей. В 1697 голу тут находился стрелецкий полк полковника Воробина, который со своим полком во время стрелецкого бунта сохранил верность государю, и потому церковь эта в память их верности наименована Воробинской. Надо заметить еще, что местность, где находится церковь, именовалась ранее Гостиной горой, так как здесь жили гости, т. е. купцы. При церкви приделы: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов московских, и мученика Иоанна Воина.
Николая Чудотворца, что в Кобыльском. Построена вместо прежней, ветхой, в 1736 году купцом Григорием Мушниковым. По преданию, земля, на которой стоит церковь (на Садовой, близ Курского вокзала), по указу царя Алексея Михайловича была взята под пастбища для царских кобылиц, и потому будто церковь, выстроенная на этом пастбище, наименована Кобыльской. Существует и другое объяснение названия "в Кобыльском": как в Новгороде была Кобыльская улица, на которой стояла церковь Спаса Образа Нерукотворного, так и в московской церкви Святителя Николая, что в Кобыльском, главный престол во имя Спаса Образа Нерукотворного; по сему заселение этой местности и построение первоначально церкви принадлежали новгородским переселенцам. Аналогично: в Рязанском уезде находится село Кобыльское с церковью Св. Николая, из которой принесен образ сего святителя, и церковь по тому селу называется "в Кобыльском". Некоторые полагают, что церковь так названа от фамилии владельца сей местности Кобыльского; например, в числе полковников Петра (в 1690 г.) находился Иван Кобыльский. Предок Кобыльского имел в этом приходе дом, и от него церковь могла называться "в Кобыльском".
В описываемом храме находится особо чтимая икона Нерукотворного Спаса.
Вознесения Господня, что на Гороховом поле. Построена в 1793 году графом А. К. Разумовским на собственной земле и считалась его домовой церковью. Она, по преданиям, была только возобновлена, создана же еще во времена царя Михаила Федоровича, отличается хорошей архитектурой, а внутри довольно богато украшена. В начале XIX столетия в день Вознесения здесь бывало шумное народное гулянье, более же богатая публика гуляла в этот день в дворцовом саду графа Разумовского. В храме два придела: Св. Николая Чудотворца и Пророка Моисея.
Введения Пресвятой Богородицы, что в Новинском. На месте настоящей церкви, между Кудринской и Дорогомиловской улицами (в Новинском переулке), прежде находился мужской Новинский монастырь. Он был основан св. митрополитом Фотием в княжение Василия Темного между 1425 и 1431 годами и принадлежал митрополитам всея Руси, отчего и носил название владычного, или митрополичьего, дома. В 1540 году, в малолетство Ивана IV, была принесена в Москву из Ржева чудотворная икона Ржевской Божьей Матери и встречена великим князем с митрополитом Иосифом в Новинском монастыре, где по повелению Ивана IV и построена в память этой встречи церковь Пресвятой Богородицы (придельная). В 1764 году монастырь упразднен и обращен в приходскую церковь. В монастырских строениях помещалась сначала народная школа, потом новинский частный дом, а затем строения обращены в замок для арестантской роты.
Тут в древности была слободка Новинская, или Навинская, получившая название по церкви Св. Иисуса Навина, существовавшей некогда в слободке. Но скорее всего название это произошло от села Новинки, которое здесь существовало, о чем значится в духовной грамоте великого князя Василия III, писанной в 1462 году.
В храме Введения находится местночтимая старинная икона Казанской Божьей Матери.
Рождества Богородицы, что в Путинках. Это одна из оригинальнейших и красивейших церквей в Москве. Построена она не позже начала XVII столетия. Название Путинки произошло, как предполагают, от слова "путь". Здесь был исстари Путевой двор для послов и гонцов, в который надо было заезжать путинками, т. е. кривыми улицами и переулками. Все это имеет основание, потому что церковь эта в Древности называлась "на Старом Посольском дворе". Впрочем, есть и другое объяснение. Говорят, что церковь так называется потому, что в ее приходе (церковь находится в начале Малой Дмитровки) были маленькие улицы и переулки и множество домишек, которые представлялись в виде паутины, - оттого будто бы и Путинки.
Преподобного Федора Студита, что за Никитскими воротами. С XV века здесь существовал женский монастырь, основанный при Иване III по случаю избавления Москвы и всей России от нашествия хана Ахмета, который, чего-то испугавшись, снялся с места на реке Угре и направился в противоположную сторону. Это было последнее нашествие татар Золотой Орды на Россию1. Монастырь был основан на месте существовавшей здесь прежде часовни Федора Студита во имя Смоленской Богородицы, почему и Никитские ворота назывались прежде Смоленскими, как и сама обитель. В начале XVII века, т. е. когда на этом месте царь Михаил Федорович радостно встретил родителя своего Филарета, обитель обращена в мужскую. По устроении этой обители, в 1626 году, патриарх Филарет обратил древнюю часовню Св. Федора в церковь. Этот монастырь, став любимым местом успокоения Филарета от мирских сует и носивший название домового Патриаршего, существовал до начала XVIII века. В 1709 году он упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а церковь обращена в приходскую, в которой главный престол во имя Смоленской Божьей Матери и два придельных: Св. Федора Студита и Аверкия Иеропольского. На погосте этой церкви погребены родственники А. В. Суворова, дом которого был, как мы уже говорили, в Земляном городе близ этой церкви.
1Вскоре по возвращении своем в Орду Ахмет подвергся нападению хана Шибанской, "ли Тюменской, Орды Ивака и был им умерщвлен. Ему наследовал сын Муртоза, а за ним Орат Ших-Ахмет, которым оканчивается род ханов Золотой Орды. Разбитый крымским ханом Менгли-Гиреем в 1502 г., он бежал в Литву, где и умер в тюрьме.