При храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, который, как и храм, обновлен, сохранив, однако, свой прежний, старый стиль.
Троицы, что в Троицкой. В обозрении Земляного города мы уже говорили о местности, на которой находится этот храм. Он и приделы Преподобного Сергия и Божьей Матери Иверской построены в 1708 году. Но здесь храм существовал исстари. Теперь это Троицкое подворье с домом московского митрополита. Храм не раз обновлялся. В нем находится чудотворная икона Всемилостивого Спаса.
Дом московского викария находится на Тверской. Именуется Саввинским подворьем. Тут храм Преподобного Саввы Звенигородского и при входе на подворье, над вратами, - чудотворная икона Преподобного Саввы Звенигородского. Храм здесь был с половины XVI столетия1. Место это было пожаловано грекам, и храм был во имя Воскресения Христова с приделами Архистратига Михаила, Св. Николая Чудотворца и Преподобного Саввы Сторожевского. В 1651 году подворье приписано к Саввину монастырю, а в 1691 году здесь построена новая каменная церковь во имя преподобного Саввы. С 1842 года в доме Саввинского подворья пребывают викарии Московской митрополии.
Иоанна Богослова, что в Бронной. Близ Тверского бульвара. Построена около 1620 года, перестроена в 1686 году. Приделы: Св. Николая Чудотворца и Св. Митрофания Воронежского. В храме чудотворная икона Божьей Матери Умиления.
Здесь были две слободы мастеров, делавших военные брони: Большая и Малая Бронная.
Воскресения Христова, что в Малой Бронной. Построена в 1690 году иждивением окольничего Семена Полтева. Приделы: Алексия Божья человека и Св. апостола Иоанна Богослова. Сохранила свой первоначальный стиль.
Великомученика Георгия, что на Всполье. На Малой Никитской близ Кудринской Садовой. Прежняя церковь, построенная около 1650 года, была деревянная. Затем построена каменная на дарованной боярином Никитой Ивановичем Романовым земле. Так как предок Романовых был Георгий (Юрий), то является догадка: не была ли эта церковь родовой церковью фамилии Романовых подобно бывшему на Дмитровке Георгиевскому монастырю? К первой половине XVIII столетия церковь пришла в ветхость и потому вновь перестроена прихожанами и графом Орловым в 1777 году. "На Всполье" называется потому, что прежде находилась близ поля. Приделы: Преподобного Сергия Радонежского и Божьей Матери Иерусалимской, местночтимая икона которой находится в храме.
Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кудрине. На Кудринской улице близ Пресненских прудов. Каменная церковь построена в 1704 году, а в 1800 году два придела: Св. Николая Чудотворца и Алексия Божья человека.
Здесь было одно из старинных подмосковных сел - Кудрино. Ясно, что название происходит от слова "кудри". Наверное, от тех кудрявых рощ, которыми в старину окружено было село, хотя мог быть Кудриным какой-либо владелец села.
Рождества Иоанна Предтечи, что за Пресней. Построена деревянной в 1700 году. На ее месте сооружена каменная около 1750 года. Церковь одна из стариннейших, сохранившая свою первоначальную архитектуру. Приделы: Софьи и Иоанна Воина, Находится в Предтеченском переулке.
Св. Девяти Мучеников, что близ Пресни, за Житным патриаршим двором. При описании церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы при упраздненном Новинском монастыре мы уже говорили, что Новинский монастырь был домовым, митрополичьим. Вблизи этого монастыря находились и митрополичьи (потом патриаршие) житницы. У одной из этих житниц и существовала с начала XVI столетия деревянная церковь во имя Св. Девяти Мучеников. В 1735 году на месте деревянной была построена каменная с приделами Михаила Архангела и Великомученицы Варвары. В храме особо чтимая икона Девяти Мучеников Кизических.
Николая Чудотворца, что на Новом Ваганькове. Местность, где находится церковь (близ Пресненской заставы), называется Новым Ваганьковым потому, что было Старое Ваганьково. Оно находилось за нынешним домом Пашкова, где была церковь Николая Чудотворца, упраздненная и сломанная в 1830 году.
На Новом Ваганькове сперва церковь была построена деревянная. В 1700 году она уже существовала. Каменная, во имя Пресвященной Богородицы Живоносного Источника, построена в 1765 году с приделами Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Церковь именовалась еще "на Трех горах". Из каких-то видов при царе Михаиле Федоровиче в 1631 году часть обывателей из Ваганькова была переведена на Три горы, и, таким образом, явилось два Ваганькова: Старое и Новое. Слово "Ваганьково" происходит от "ваганов", т. е. выдолбленных из дерева ночев (корыт), из которых малороссийские чумаки и казаки обыкновенно во время своих странствований едали кулиш (кашицу), приготовляемый ими из пшена, а ежели то были жестяные или железные, то в них и готовили кулиш. Приезжая в Москву, они останавливались поблизости Арбата, у бывшего Крестовоз-движенского монастыря, и эта местность получила название Ваганькова. По другой версии, под "ваганами" разумелись царские псари, что также можно допустить ввиду того, что псари кормили собак из ночев (корыт, ваганов). Народ мог называть их по корытам - ваганами.
Великомученика Георгия, что в Грузинах2. Деревянная церковь существовала здесь с начала XVI столетия, каменная построена в 1792 году, а в 1799 году - приделы: Рождества Христова и Св. апостолов Петра и Павла, В храме местночтимая икона Св. Николая Чудотворца.
Василия Кесарийского, что в Тверской ямской слободе. Это один из богатейших приходов в Москве. Церковь отличается грандиозной архитектурой и обширностью. Первоначально была построена в 1688 году, а в 1814-м сооружена теплая церковь с двумя приделами: Св. Николая Чудотворца и Пророка Илии. В 1845 году церковь перестроена. В 1891 году здесь отпевали тело безвременно скончавшейся 12 сентября в селе Ильинском великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича. В память о покойной супруге он пожертвовал в храм драгоценную лампаду.
Священномученика Ермолая на Козьем болоте. Церковь находится на Садовой-Кудринской улице. Построена при царе Василии Ивановиче Шуйском в 1610 году (что такое Козье болото, мы уже говорили). Храм во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, а Св, Ермолая - придел. Тут же еще придел Живоначальной Троицы. В последнее время храм возобновлен.
Спиридония на Козьем болоте. Сперва называлась "у Патриарших прудов" или "в Патриаршей слободе". Церковь построена около 1600 года. В XVII столетии храм возобновлен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а Св. Спиридония осталась придельной церковью. Еще приделы: Св. апостолов Петра и Павла и Св. Николая Чудотворца. В храме находится старинная многочтимая икона Св. Спиридония.
Рождества Христова, что в Палашах. Построена в 1573 году и отличается своей древностью и архитектурой. Приделы: Св. Николая Чудотворца и Божьей Матери Взыскания Погибших, чудотворная икона которой находится в храме3. Расположена близ Тверской улицы, в Палашевском переулке, называется "в Палашах" потому, что здесь жили мастера, делавшие преимущественно палаши - древнее оружие наподобие меча. Близко расположена Бронная улица, поэтому название местности от палашей, а не от палачей, как уверяют некоторые изыскатели русской старины4.
Св. Пимена, что в Старых Воротниках. Находится близ Садовой в Пименовском переулке. Первоначально построена около 1620 года деревянной. В 1722 году церковь была уже каменная во имя Св. Троицы; Св. Пимена же был придел. Теплая церковь построена в 1825 году, холодная - в 1848-м. Помимо сторожей у городских ворот воротниками назывались особые мастера при пушечном деле. Поэтому, принимая во внимание, что вблизи этой местности проживали военные мастера в Бронной, в Палашах и в Пушкарях, более вероятно здесь название военных воротников (воротить, поворачивать), а не привратников, которые жили поблизости своих ворот.
4Как видно из актов о строении Москвы, в XVII столетии тут действительно жили палачи. По планам 1625, 1656, 1722 и 1793 гг. местность называется "в старых палачах". Но где же были новые? Не описка ли? Трудно допустить, чтобы была целая слобода палачей.