Собственное название лубочные произошло, надо полагать, от того, что в древности писывали их на лубе по редкости и дороговизне пергамента, а также вырезали выпукло на липовых лубках разные картинки из священной и отечественной истории. Само латинское слово libev (книга) означает собственно луб дерева, на коем в древности писывали так же, как в России некогда на бересте. Притом же народные лубочные картинки развешивались для продажи на лубках и в лубках же разносились по городам и деревням. Все это дало повод к наименованию лубочными картин, резанных на дереве и на металлах, так что и другие эстампы грубой и плохой работы стали называться лубочными. Эти картинки носят еще название суздальских, потому что суздальцы первые превратили их в особого рода промысел и даже выработали для них своеобразный стиль. В Сибири лубочные картинки называются панками, а в Тверской губернии - богатырями, несомненно, потому, что картинки большей частью представляют лица знаменитых и сановных людей (панов) и богатырей.
Лубочные картинки вырезались на доске выпукло долотцом и печатались накатом; затем их стали резать на латунной меди. Замечательно, что эта работа по большей части производилась кастой художников-самоучек среди крестьян. Множество людей в Москве и подмосковных деревнях занято было раскрашиванием, или, лучше сказать, испещрением лубочных картинок. Не отступая от образцов, утвержденных вековой давностью, они красили коней зеленой краской, деревья - красной сандальной, наряды - суриком, здания - синим сандалом, подходящим к фиолетовому цвету, и т. п. Красоты рая и ужасы ада ярко расцвечивались четырьмя первоначальными красками. Картинки эти нравились не только простому народу, но ими не пренебрегали и обладатели хором.
Имена сочинителей лубочных картин были неизвестны, за исключением одного Балакирева, которому предание приписывает некоторые из современных ему картинок сатирического содержания. Как в стихиях народности есть своя хорошая и дурная сторона, так и в лубочной письменности русского народа встречаются суеверие, невежество, грубость с нелепыми, пошлыми выходками и нескромными намеками; но также проявляется оригинальное, характеристическое и назидательное в изображениях и в заветных думах, сильное и резкое в мыслях и чувствах, забавное и замысловатое в шутках и насмешках, запечатленных русским самородным умом и догадкой. Содержание лубочных картинок было самое разнообразное: религиозное и баснословное; изображались богатыри, философы; олицетворялись пословицы, поговорки, присказки; осмеивались пьянство, лицемерие, гордость; порицалась карточная игра. Словом, ничто не было упущено из виду. Пользуясь свободой тиснения в Москве, эта отрасль промышленности выпускала иногда такие картинки, кои содержанием своим явно противоречили доброй нравственности или распространяли нелепое суеверие; но народ сам отворачивался от подобных картинок.
Русские лубочные картинки всегда обращали на себя внимание, и их охотно собирают иностранцы. Одна из первых известных в Москве фабрик для печатания лубочных картинок была у купцов Ахметьевых. Фабрика эта существовала около ста лет и находилась у Спаса во Спасской, переходя от одного хозяина к другому. Там работали на 20 станах, и подлинники, или истинники, буквально переносились резчиками с одной доски на другую и отличались верностью копировки. Когда же вступила в управление этой фабрикой Татьяна Ахметьева, то истинники начали раздавать по деревням, и там уже правильная резьба на дереве обратилась в кустарное грубое ремесло: резчики начали своевольно отступать от истинников и вместо русского народного платья появились на "персонах" наряды немецкие. Фабрика прекратила свое существование в начале XIX столетия; но зато появилось несколько других мастерских лубочных картин. Во время пожара 1812 года погибло много народных драгоценных истинников. И теперь уже не встретишься со старинными - ни с "Ершом", ни с "Бовой", ни с "Аникой", ни с "Мышами, погребающими кота" или с "Веселой масленицей". Старые лубочные картинки теперь большая редкость, и если они попадаются, то их продают очень дорого.
Николая Чудотворца, именуемого Заяицким. Находится на правом берегу Москвы-реки, на Москворецкой набережной, против Воспитательного дома. В конце XVI столетия (около 1597 г.) здесь существовала деревянная церковь в честь Преображения Господня. Затем на ее месте неизвестно когда была построена каменная церковь, которая, вероятно, пришла в ветхость, потому что в 1754 году построена новая. Храм - во имя Преображения Господня, приделы: Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. При церкви до 1812 года существовало довольно обширное кладбище.
Относительно названия "Заяицкий" есть три сказания, но которое из них достоверное - неизвестно. Первое: говорят, что здесь жили заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами. Через улицу от набережной есть другая, носящая название Татарской, что доказывает, что в этой местности действительно жили татары. По другим известиям видно, что храм называется Заяицким потому, что во время нашествия ляхов в начале XVII столетия вызван был на отражение врагов казацкий полк с реки Яик, который на том месте, где ныне стоит каменная церковь, построил деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца и поставил в ней свой образ этого угодника1. Затем есть еще предание, что в приходе жил иконописей Андрей Заяизский, который был приглашен в Успенский собор в 1644 году и написал образ Св. Николая Чудотворца и расписывал все стены храма. Наконец, некоторые предполагают, что древний образ Св. Николая Чудотворца привезен с Заяицкого острова, принадлежащего Соловецкой обители, и помещен в означенном храме.
По архитектуре, огромности и внутреннему благолепию храм Св. Николая Чудотворца принадлежит к лучшим церквам Москвы. Надо заметить, что настоящая церковь построена собственным иждивением купца Емельяна Яковлевича Москвина.
Из древностей храма достойна внимания древняя храмовая икона Св. Николая Чудотворца Заяицкого и еще несколько других икон, тоже древних, богато украшенных ризами. Ризница и библиотека храма довольно замечательны и богаты.
Николая Чудотворца, что на Пупышах. Первоначально храм был построен в 1690 году, но пришел скоро в ветхость и потому в 1731 году вновь перестроен на церковные средства и на пособие суконного фабриканта Владимира Петровича Щеголина. Храм довольно велик и прекрасен. Стенная живопись храма хороша, иконостас величествен. Храм построен во имя Смоленской Божьей Матери с приделами: справа - Николая Чудотворца, слева - Богородицы Утоли мои печали, чудотворный образ коей и находится в храме. По сведению, имеющемуся в церкви, "на Пупышах" называется потому, что стоит между улицами Большой Садовнической и проездом подле реки, близ Красного Холма, как бы на "пупе". И в самом деле, местность эта, даже при самом большом разливе Москвы-реки, никогда водой не заливается.
Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках. Находится недалеко от выше описанной церкви, на Садовнической улице, идущей параллельно с набережной Москвы-реки, которая здесь несколько изгибается. Местность эта называется Нижними Садовниками потому, что были Средние Садовники (на берегу против Кремля, где Софийская набережная2). Само собой разумеется, что здесь были слободы царских садовников, Церковь Косьмы и Дамиана весьма невелика, но отличается вкусом нашего древнего зодчества. Внутри храм тесен и темен, в нем есть много древних образов. Сам храм построен во имя Владимирской Пресвятой Богородицы. Приделы: Косьмы и Дамиана и Николая Чудотворца.
Победоносца Георгия в Яндове. При выходе Садовнической улицы на Балчуг, близ Москворецкого моста слева находится церковь Георгия в Яндове. Она построена в 1653 году приходскими людьми. Сам храм - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а при нем приделы Великомученика Георгия и Николая Чудотворца. Мы уже объясняли значение слова "яндова", но название церкви "в Яндове" относят к другому случаю. Близ церкви были некогда два проточных ручья, имевшие бокалдины, или большие ямы, которые в водополье из реки, а летом от дождей наполнялись водой, и вода стояла в них недвижимо, как бы в сосудах или ендовах. Оттого и название церкви - в Яндове.
Иоанна Предтечи, что под Бором. На этом месте (на Пятницкой улице, за Москвой-рекой) был в древности мужской монастырь. О времени основания и упразднения обители нет никаких сведений; известно только, что в начале XV века она существовала, а при великом князе Василии Ивановиче, в начале XVI века, сооружена здесь, в Предтеченском монастыре, зодчим Алевизом Фрязиным каменная церковь. Вероятно, церковь эта пришла в упадок, так как в 1675 году построена новая, тоже каменная, когда уже монастыря не существовало.