Николая Чудотворца, что в Драчах. В глубокой древности здесь был Никольский Драчевский мужской монастырь. Время его основания и уничтожения неизвестно, но в летописи уже в XV веке упоминается о нем. Старое же Драчевское городище было известно с первого летописного упоминания о Москве. Известно также, что монастырь в великий пожар 1547 года сгорел. Поселившиеся здесь стрельцы-пушкари, которые стреляли кусками свинца или чугуна, называвшимися в пушечном деле грачами, построили деревянную церковь, которая называлась "в Грачах". В грамоте патриарха Иоакима (она хранится в церковной ризнице), данной в 1682 году, разрешается построить каменную церковь на Старом городище, т. е. где был Никольский Драчевский монастырь; поэтому когда была выстроена в 1688 году каменная церковь, то она стала называться и "в Грачах", и "в Драчах". Относительно названия "в Драчах" нельзя, конечно, отрицать и того, что здесь, на берегу Неглинной, могли быть и драки (по-древнему - драчии), т.е кулачные бои.
При храме два придела: Девяти мучеников и Св. Дмитрия Ростовского.
В первой половине XVIII столетия церковь эта была особенно почитаема последователями хлыстовской ереси, потому что при церкви был похоронен иересиарх хлыстовщины Суслов. Впоследствии труп его был перенесен на погост Ивановского монастыря, а потом сожжен. Тут же вблизи, на Малой Сухаревской площадке, на углу 3-й Мещанской улицы, находился и первый притон хлыстов, где происходили их кощунственные радения под руководством Суслова, Лупкина и Петрова. Притон этот открыт и уничтожен при императрице Елизавете Петровне.
Св. мученика Трифона в Напрудной. Когда именно построена эта церковь, достоверно неизвестно, но стиль ее можно отнести к XV веку. Недавно церковь возобновлена и построена весьма высокая и красивая колокольня.
"В Напрудной" называется потому, что здесь по направлению к Лазаревскому кладбищу в древности было несколько прудов и речка. В глубокую старину тут было село Напрудное, которое принадлежало Ивану Калите. Существует предание, что на месте церкви был когда-то потерян любимый сокол одного из великих князей и сокольничий посажен был за это в тюрьму. Тогда он вспомнил, что св. Трифон был при жизни птичьим приставником, и стал усердно молиться ему. Когда он заснул, то во сне увидел св. Трифона, который подал ему сокола. Пробудившись от сна, он и в действительности увидел перед собой сокола и был освобожден. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя св. мученика Трифона, к чудотворной иконе которого, называемой в народе "Скорая помощь", постоянно стекается много богомольцев, не только москвичей, но и из других городов России1. При храме два придела: Св. Николая Чудотворца и Филарета Милостивого.
Николая Чудотворца Явленного, что на Арбате. Первоначально построена в 1689 году и окружена каменной стеной с башенками. Своим видом тогда она походила на монастырь. Эта часть Москвы была еще мало населена и называлась Полем. В таком виде храм существовал до 1836 года, когда перестроена трапезная церковь. При работах было отрыто множество человеческих костей; в числе погребенных здесь было немало и знаменитых людей. Церковь эту особенно любила императрица Елизавета Петровна: бывая в Москве, она часто ездила сюда молиться и служила панихиды над гробницей Василия Болящего, скончавшегося 7 ноября 1727 года и здесь погребенного. Из вкладов этой государыни известен в приделе образ Ахтырской Богоматери. Другие приделы: Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Митрофания Воронежского. В церкви находится явленная икона Св. Николая, почему и церковь названа Николая Чудотворца Явленного.
Троицы, что в Больших Лужниках. Храм находится за Москвой-рекой на Лужницкой улице, в местности, известной также под названием Лужницкой слободки. Несомненно, что название это происходит от бывших здесь больших лугов. Когда первоначально построена церковь - неизвестно, но в начале XVII столетия здесь уже существовала деревянная во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, именовавшаяся "в Лужниках, что на вертящихся колодцах". Такое название урочища произошло от обилия ключей, находившихся в этих местах, и от колодцев, вода из которых поднималась посредством ручных колес2. Память об этих колодцах сохранилась только в письменных актах XVII столетия и в надписи на храмовой иконе Св. Иоанна Предтечи. В 1657 году на этом месте была уже каменная церковь во имя Св. Троицы, а во имя св. Николая Чудотворца - придел, устроенный в 1638 году. Вероятно, церковь пришла в ветхость, потому что в 1778 году она была возобновлена пространнее и великолепнее против прежнего и освящена 8 мая 1789 года, а придел во имя св. Николая Чудотворца перестроен в 1785 году и освящен через год. Затем, в ноябре 1858 года, храм начали возобновлять снова; работа продолжалась до весны 1861 года, а 28 мая церковь освящена митрополитом Филаретом. Не отличаясь наружным великолепием, церковь эта по внутреннему своему благолепию была одна из богатейших и весьма почитается многими усердными к вере москвичами. Церковь устроена крестообразно, имея внутри форму восьмиконечного креста. На церкви и колокольне по одной главе. Главный иконостас - пятиярусный. Внутри храм хорошо расписан. Ризница и библиотека храма довольно богаты. До 1812 года при нем было довольно обширное кладбище, но никаких памятников не осталось.
Тихвинской Пресвятой Богоматери, что в Малых Лужниках. Эта небольшая церковь находится за Новодевичьим монастырем близ Москвы-реки. Она окружена со всех сторон огородами, а в старое время - лугами, почему и названа "в Малых Лужниках" в отличие от Больших Лужников за Москвой-рекой. Церковь построена в 1757 году и не имеет ничего примечательного, кроме местночтимой иконы Тихвинской Божьей Матери. Придел - во имя св. Иоанна Златоуста.
Вселенского Седьмого собора. Подле юго-восточной стороны Новодевичьего монастыря до 1812 года находилась небольшая каменная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, которую II октября при выходе арьергарда из Москвы французы подорвали порохом. Вместо этого храма усердием московского купца Милюкова сооружена каменная церковь во имя Седьмого Вселенского собора с приделами Св. Иоанна Предтечи и Св. Николая Чудотворца. Эта церковь начата постройкой в 1818 году и освящена в 1824 году. Архитектура ее довольно красива.
Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Это единственный храм в Москве во имя Саввы Освященного (в Саввинском переулке). В древности тут существовал Саввин мужской монастырь. Он был основан около 1499 года, а соборная его церковь Саввы Освященного с приделами Знамения Божьей Матери и Св. Николая Чудотворца построена вместо прежней в 1592 году, потом за ветхостью возобновлена в 1607 году. Но Саввинская церковь существовала на этом месте еще до основания обители по крайней мере лет за 50, если не более. Доказывается это тем, что в 1456 году до Саввинской церкви проводили из Москвы в Смоленск чудотворную икону Божьей Матери Одигитрии, и в память этого был совершаем сюда из Успенского собора крестный ход, который затем стал совершаться в Новодевичий монастырь. О времени уничтожения Саввинского монастыря никаких сведений нет; известно только, что обитель была прежде домовой митрополитов и что во время стрелецких бунтов в конце XVII века церковь Саввы Освященного стала приходской. В ней замечательны резные Царские врата со столбцами и крыльями как сохранившийся памятник древней резьбы по дереву. Тут же находится местночтимый образ Преподобного Саввы Освященного.
1Празднуется 1 февраля (мученик Трифон пострадал в III в.)
2Близ церкви находится дом и сад почетного гражданина Боткина. Сад этот сперва принадлежал купцу Малютину. Здесь в первой половине XVIII столетия была бревенчатая деревянная мостовая, и на ней всякую весну выступала в изобилии чистая вода, и сколько ни старались засыпать это место землей, она все обваливалась, и вода показывалась вновь; даже в 1858 г., когда мостовую подняли на 2 аршина, вода все-таки показывалась. Вероятно, тут находился один из вертящихся колодцев.