Историк В. О. Ключевский в речи-статье "Евгений Онегин и его предки", написанной к 50-летию со дня кончины Пушкина - в 1887 году, сформулировал: "Жизнь поэта - только первая часть его биографии; другую и более важную часть составляет посмертная история его поэзии"113.
Известно, каким значительным событием в истории культуры и общественной жизни стал Пушкинский праздник в Москве в июне 1880 года, торжественное открытие памятника Пушкину114. И оказывается, что лица, особенно заметные в те дни, в той или иной мере связаны с кварталами Москвы, прилегающими к Пушкинскому скверу.
Наибольшее впечатление произвели тогда, в дни Пушкинского праздника, речи Достоевского и Тургенева в зале Благородного дворянского собрания, получившие всероссийское звучание. Выясняется, что оба великих писателя бывали у места, где установлен был в 1993 году, в дни арбатского юбилея, еще один памятник Пушкину.
Наставником Достоевского в ранние московские годы его жизни был дядя его матери В. М. Котельницкий - доктор медицины, профессор университета. В 1829 году он стал домовладельцем в приходе храма Спаса на Песках (дом N 4 по Рещикову переулку). Котельницкий - член нескольких ученых обществ, переводчик, коллекционер старинных рукописей и изданий (книг и лубков), картин, монет, "курьезов", знаток древностей допожарной Москвы, ее обычаев, преданий. Бездетные Котельницкие, по воспоминаниям брата писателя, "поставили родителям в обязательство, чтобы во время праздников и масляницы мы все приходили к ним на целый день"; детей водили и на соседние Подновинские балаганы. Воздействие всех этих впечатлений - и "высокой" культуры (деда, его коллекций) и народной культуры (причем в ее карнавальной форме) - на творчество писателя очевидно. Полагают, что характеристика искусства каллиграфии в "Идиоте" восходит еще к детским впечатлениям от памятников древнерусской письменности115.
Знаменитые писатели выступали на торжестве также и с чтением стихотворений Пушкина. Федор Михайлович Достоевский читал стихотворение "Пророк". И знаменательно, что оно же прозвучало в исполнении великого Станиславского в день рождения ближайшего к Пушкинскому скверу Театра Вахтангова, а актер этого театра Василий Лановой прочел стихотворение "Пророк" у памятника Пушкину в этом сквере в день его открытия 29 сентября 1993 года.
В доме N 8 на Спасопесковской площадке в 1880 - 1890-х годах жил двоюродный брат Тургенева С. П. Тургенев, поддерживавший материально храм Спаса на Песках. (В храме несколько десятилетий был настоятелем известный своим проповедническим даром отец Сергий Успенский, живописное изображение которого оставил арбатский житель знаменитый художник Павел Корин.) Храм Спаса на Песках (к счастью, уцелевший до наших дней) знаком многим по прелестному пейзажу В. Д. Поленова "Московский дворик", ставшему одним из символов и внешнего образа Москвы и ее культуры. Художник жил в небольшом деревянном доме в Трубниковском переулке (дом N5(17); поленовский пейзаж 1877 года - вид из окна этого дома. Приехавший на Пушкинский праздник шурин художника И. П. Хрущов (преподававший ему ранее литературу в Петрозаводской гимназии) пригласил и его принять участие в торжествах и писал в письме Е. Д. Поленовой в Петербург, что они оба "были и на открытии монумента, и на обеде, и на заседаниях... Праздник был такой возвышенный, примирительный и вместе глубоко гражданский, что нельзя было не порадоваться...". Тургенев после этого посетил мастерскую Поленова, "который ему поднес повторение "Дворика". (В примечаниях к публикации писем уточняют, что это на самом деле повторение первого этюда к картине116). Картину эту писатель увез с собой во Францию и, по преданию, со слов Ф. Д. Поленова, умирая и уже не вставая с постели, просил поместить ее так, чтобы лучше видеть. С этим образом России, Москвы писатель уходил из жизни.
Тургенева характеризуют как "посла от русской интеллигенции". Он старался познакомить западноевропейцев с литературой и историей России. Самый близкий ему человек, певица мировой славы, Полина Виардо-Гарсия сочинила 15 романсов на слова Пушкина117 и исполняла их. Небезлюбопытно и то, что родные Пушкина особо уважительно оценивали отношение Тургенева к его памяти: ведь именно Тургеневу доверила младшая дочь Пушкиных Наталья Александровна, тогда уже графиня Меренберг и жена принца Нассау, в 1876 году публикацию писем Пушкина к жене.
Вероятно, уважительное и трепетное отношение к творчеству Пушкина, к его памяти особенно сближало Тургенева с художником Поленовым. Поленов и на старости лет не расставался с образами Пушкина. В 1921 году в имении Борок он помогал детской постановке сцен из "Бориса Годунова" и тогда же писал: "Много читаю и перечитываю любимые отрывки из русской прозы. Составилось как бы ожерелье". Самым ярким его "камушком" Поленов назвал сцену на почтовой станции из "Дубровского", отметив, что "с этих немногих страничек начинается русская литература!"118.
И другие видные организаторы и участники Пушкинского праздника, выступавшие публично в эти торжественные дни, проживали недалеко от Пушкинского сквера, и чаще всего именно в это время (в чем убеждает адрес-календарь по Москве за 1880 год).
Деятельное участие в подготовке Пушкинского праздника принимал писатель Алексей Феофилактович Писемский. Переехав в Москву в 1863 году, он обосновался в переулках Приарбатья (в Гагаринском, Нащокинском), а с лета 1865 года в купленном им доме в Борисоглебском переулке (дом N11), еще в недавнее время после переименования носившем его имя. На его адрес (в летнюю пору дачный) приходили письма желавших принять участие в торжествах; туда же "почти каждый день" приходили съехавшиеся на праздник очень многие "приятели и знакомые". Об этом узнаем из письма 20 мая 1880 года: "Я лично весь поглощен предстоящим празднованием открытия памятника Пушкину. Это, положа руку на сердце, могу сказать, мой праздник, и такого уж еще у меня больше в жизни не повторится..." Писемский выступал с докладом "Пушкин как исторический романист" на чтениях Общества любителей российской словесности (далее - ОЛРС), читал стихи Пушкина на думском обеде.
С чтением стихов "Памяти Пушкина" выступил и поэт-петрашевец А. Н. Плещеев, автор популярнейших тогда стихов "Вперед без страха и сомненья!", проживавший в 1870-е годы в доме N 30 по Арбату. Его стихотворение 1880 года начинается словами, напоминающими о детском восприятии Пушкина: "Мы чтить тебя привыкли с юных лет..." Стихотворение "На памятник Пушкину" написал в том же году и близкий знакомец Пушкина В. А. Соллогуб, действие повести которого "Тарантас" начиналось с Собачьей площадки. На углу Малого Николопесковского переулка и Арбата была позднее квартира литературоведа (с 1890 года академика) Н. С. Тихонравова, председательствовавшего в качестве ректора на собрании университета и открывшего его своей речью. Членами юбилейной комиссии были жившие в разное время в Приарбатье П. И. Бартенев и М. М. Ковалевский.
Председателем Пушкинского комитета, главным организатором подготовки и выставки и юбилейных заседаний, душой всего дела был Лев Иванович Поливанов - педагог-просветитель, автор большой книги о Жуковском, постоянно приобщавший молодежь к творениям Пушкина в многочисленных, неоднократно переиздававшихся учебных пособиях и хрестоматиях. В 1887 году к 50-летней печальной годовщине гибели Пушкина он откроет своей речью заседание памяти поэта в актовом зале университета и издаст сочинения Пушкина в пяти томах, с комментариями и сводом отзывов критиков и будет удостоен за это премии Академии наук. Поливанов - основатель первой в Москве частной мужской гимназии, которая стала одним из центров Пушкинского праздника. Педагоги и ученики участвовали в организации юбилейных мероприятий, а участники торжеств посещали гимназию. В праздничный день 25-летия гимназии, в 1893 году, Поливанов отмечал, что "это дало возможность многим нашим воспитанникам быть особенно воодушевленными слушателями всех корифеев русской литературы недавнего времени"119.