Москва - истина, жизнь, путь, благо. Москва - абсолют.
Являясь центром богословской христианской доктрины, связанной с тайной судеб
всего человечества, с мистерией Спасения, Москва является осью и более приземленной,
чисто геополитической реальности.
Если в основе христианского видения истории лежит битва между верными Христу,
между Церковью Христовой и миром апостасии, реальностью
антихриста, "сына погибели", то в геополитике основная драма разворачивается
в противостоянии двух лагерей - Суши и Моря, теллурократии
и талассократии.
Мир Моря, начиная с Карфагена и кончая современными
США, воплощает в себе полюс торгового строя, "рыночной
цивилизации". Это путь Запада, путь технологического развития, индивидуализма,
либерализма. В нем доминирует динамика и подвижность, что способствует модернизации
и прогрессу в материальной сфере. Цивилизация
Моря получила в последние века также название "атлантизма",
так как мало-помалу основной оплот ее вплоть до возвышения США смещался
в сторону Атлантического океана. Современный Северо-Атлантический альянс является
стратегическим выражением этой цивилизационной
модели.
Ему противостоит мир Суши, мир Традиции. Это
"героическая цивилизация", реальность верности древним устоям. Здесь прогресс
осуществляется не столько в материальной сфере, сколько в сфере духа, моральное
доминирует над физическим, честь над выгодой. От Древнего Рима через Византию
тянется геополитическая история Суши к Восточному блоку, противостоявшему Западу
в период "холодной войны". Цивилизация Суши - Евразия, континентальные просторы.
В центре этого евразийского пространства - Россия, названная крупнейшим английским
геополитиком, одним из отцов-основателей этой дисциплины, Макиндером
"срединной землею". И снова в центре России - Москва. Как резюме всех сухопутных
пространств, как синоним цивилизации Суши.
Макиндер писал:
"Тот, кто контролирует Евразию, контролирует весь мир".
На этом основана долговременная геополитическая стратегия, которую на протяжении
веков реализуют атлантисты. Это все время продолжающаяся
"битва за Москву".
С Запада сюда рвались атлантисты под разными флагами. И всякий раз оккупанты
Запада были отброшены континентальной мощью назад, к атлантическим берегам.
Москва - столица цивилизации Суши. Расположенная
в глубине континента, вдали от портов и морей, она представляет собой континентальную
столицу, объединяющую в себе пространственные массы евразийского Востока и технологическую
динамику евразийского Запада. Москва - ось евразийского блока, сердце
"срединной земли".
Разные исторические школы по-разному определяют источник русской государственности.
Большинство склоняется к тому что центральным
периодом государственной истории является Московское царство,
или так называемый "московский период", длившийся с XV по XVIII век, т.е. с
освобождения от татар до Петра Первого. Именно в это время сформировались основные
черты великоросского народа и его государственных
и социальных институтов. Подробнее и объемнее других историков этот процесс
показал великий русский ученый Лев Гумилев, подчеркнувший, вслед за русскими
евразийцами, радикальное отличие Московской Руси в этическом, этническом и культурно-социальном
плане как от остальных славянских образований, так и от Киевской Руси, которая
была обычным провинциальным восточноевропейским государством без каких-то особых
евразийских геополитических черт.
Собственно Русь как уникальное евразийское образование,
принявшее на себя географическую и политическую миссию
Чингиз - хана и призванное объединить под своим контролем континентальные земли
(и культуры) Востока и Запада, сложилась именно в Московский период, когда московские
князья, позже цари, осознали свою ответственность за особый историко-культурный
путь, вверенный русскому народу. На религиозном уровне это проявлялось в
принятии русскими на себя идеологии византизма,
но на практике эта возвышенная идея накладывалась
на модель жесткой централизованной административно-хозяйственной системы татарской
империи. Такое сочетание делало из провинциального
государства колыбель мировой империи, из странного затерянного в снегах и лесах
парадоксального народа - этнос, осененный вселенской миссией.
В Московской идее, в концепции
"Третьего Рима" (старец Филофей) воплотилось высшее
чаяние национальной воли. Домосковский период
был прелюдией к Московскому.
Петербургский период, когда Романовы начиная с Петра формально анафематствовали
"старый уклад" и "старую веру", обратились на Запад, отрекались
от исполнения собственно евразийской миссии и обрекали
народ на завуалированное, но от этого не менее тяжкое "романо-германское
иго" (по выражению кн. Н.С.Трубецкого), все же
нес в себе тенденции, заложенные в Москве. Пусть на другом уровне, но связь
с колыбелью национальной государственности не порывалась никогда. Если Санкт-Петербург
был воплощением российского "западничества", столицей, максимально приближенной
к "атлантизму", то Москва оставалась символом
евразийского, традиционного начала, воплощая в
себе героическое святое прошлое, верность корням, чистому истоку государственной
истории.