Долгое время московская промышленность считалась причиной двух главных бед нашего города - неуклонного и стремительного роста населения и ухудшения экологической обстановки. Уже в конце XIX в. обследование тысячи предприятий Москвы установило крайне неблагоприятную картину санитарного состояния заводов и заводских поселков, условий труда и жизни. В глазах общественности заводы и фабрики издавна были местами тяжелого, изнурительного физического труда, опасного для жизни и здоровья, источником загрязнения и деградации природной среды.
Одновременно с принятием курса на индустриализацию в Москве началась серьезная работа по приведению самих предприятий и условий труда в соответствие с санитарными нормами, по совершенствованию структуры московской промышленности. Особенно широкий размах приняла эта деятельность в послевоенные годы, когда стала очевидной опасность бесконтрольного развития производства.
На предприятиях в массовом порядке внедрялись устройства для защиты воды и воздуха от загрязнения, утилизации отходов. Многие предприятия переведены на замкнутый цикл, на других ликвидированы технологические процессы, оказывавшие особо вредное воздействие на природную среду. К 70-м годам был остановлен рост числа занятых в московской промышленности, а с 1981 г. этот показатель последовательно сокращается (количество занятых в научной и культурной сферах, на предприятиях обслуживания значительно возросло). Именно в этот период промышленность утратила свою роль основной градообразующей базы Москвы.
Заводы и фабрики перестали быть главным загрязнителем московского воздушного бассейна, это первенство перешло к автомобильному транспорту. В самом деле, гораздо легче, оказалось, соорудить фильтры для заводской дымовой трубы, всегда стоящей на одном месте, чем оснастить газоулавливателями сотни тысяч автомобилей.
Сегодня гаражи и автохозяйства в сочетании со службами городского
хозяйства намного больше, чем промышленные предприятия, влияют и на состояние
вод московских рек и водоемов.