В Православии существует особое учение о "трех
Римах". Первым являлся имперский Рим до Христа
- тот самый, на территории которого Сын Божий сошел на землю. Этот Рим был универсальной
реальностью, объединявшей в цивилизационное единство
гигантские пространства, многочисленные народы и культуры.
Второй Рим, Новый Рим - Константинополь, столица
Римской империи, принявшей благодать святого крещения.
Отныне Римская империя приобрела сугубо церковный,
глубоко христианский смысл. Православный император, василевс,
как глава империи, был отождествлен с загадочным персонажем из 2-го послания
св. Апостола Павла к Фессолоникийцам - "держащим",
"катехоном", - который должен препятствовать в
конце времен "приходу сыну погибели".
Приход Христа - центральное событие мировой истории. Все, что предшествовало
ему, было предзнаменованием. То, что за ним последовало, было универсализацией
Благой Вести. И центром истории в христианскую эпоху, в православном понимании,
был именно Рим, Новый Рим, Константинополь и его глава - православный василевс.
После раскола Церквей на Западную (католическую) и Восточную (Православную)
единственным хранителем истинного христианства остался Новый Рим, Византия,
от католиков же "катехон" был изъят.
Но и Второй Рим обречен был на падение. Когда поколебался в вере и попытался
прибегнуть к военной помощи Запада против турок, даже ценой
отказа от твердого стояния в православной истине и принятия Флорентийской унии.
Но это его не спасло, может быть, напротив, окончательно погубило.
И тогда, казалось, нет больше места "катехону", "держащему",
двери для прихода "сына погибели" открыты.
Но в северном царстве, во снежных и диких землях,
населенных странным, задумчивым, созерцательным, погруженным в стихию своей
тайной миссии народом, все вещи остались такими,
будто страшного события - "удаления держащего"
- не произошло. Как рай был избавлен от декаданса грехопадения всех остальных
мест земли, Русь оказалась единственной страной, где чудесно сохранились пропорции
и нормы подлинного христианства.
Итак, вечный город переместился на Север, в Москву.
Позже было установлено на Руси Патриаршество, в полной мере утверждена "симфония
властей".
Москва стала синонимом Православия в поствизантийскую эру, последним оплотом
Спасения, ковчегом истины, Новым Израилем.
Этот город вошел в духовную историю последним. Третий Рим, "четвертому не быти".
Тень антихриста пыталась сломить и этот последний оплот
Благой Вести. Двести лет петербургской, романовской России - период "мерзости
запустения". Нет Патриарха, нет полноценной симфонической монархии, нет Москвы
как столицы.
И лишь в 1917-м странные разномастные одержимые
личности - большевики - как высший парадокс, как странная сотериологическаяэнигма ставят вещи
на свои места. В этот период, несмотря на откровенные антицерковные
гонения, восстановлено Русское Патриаршество, упразднена предательская династия,
и самое главное - Москва снова столица, снова
Третий Рим.
Тем временем в резиденции московских (!) царей
чудесно обнаружена икона "Державная". На ней - Царица Небесная на троне как
властительница России, как самодержица Третьего Рима, святого города Москвы,
прекрасней и трагичней которого нет, не было и не будет во Вселенной.