Возникновение любого мало-мальски крупного населенного
пункта обязательно обрастает всевозможными легендами, и неудивительно, что покрытое
тайной веков время основания великой столицы издавна вызывало повышенное внимание
не только серьезных историков, но и различных сочинителей. Их главной задачей
было выдумать историю позанимательнее, поинтереснее, такую, чтобы она была достойна
великого города, столицы огромного государства. Действующими лицами всех этих
историй являлись, конечно, люди не простые - князья, бояре, святые отшельники
и даже библейские патриархи. Некоторые сочинители подобных легенд еще опирались
на те или иные исторические факты, другие даже не утруждали
себя поиском каких-либо доказательств подлинности.
Например, в XVI в. родилась версия, что Москва была основана Мосохом, сыном
Иафета, который, в свою очередь, был сыном библейского Ноя.
Другой сочинитель даже переписал старинную летопись, чтобы вставить свою историю об основании Москвы. Уж очень хотелось ему отнести основание русской столицы подальше в глубь веков и тем самым лишний раз возвысить ее. Самым подходящим временем для ее основания оказались времена "вещего Олега", тем более что в летописях есть упоминания об основании Олегом множества новых городов. Вот и написал сочинитель, что "Олег же нача грады ставите... и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал и прозва его Москва".
Но чаще всего в рассказах об основании Москвы фигурирует некий боярин Кучка, владевший селами на месте нынешней Москвы и поссорившийся с властным князем. В различных версиях в роли князя выступает то Юрий Долгорукий, то его сын Андрей Боголюбский, то вообще никому неведомый Даниил Иванович. По-разному описываются и причины ссоры: то ли боярин отказался почтить князя, то ли последнему приглянулась красивая жена Кучки. Но в описании исхода ссоры разногласий нет: князь убивает боярина и захватывает его землю, а чтобы увековечить столь знаменательное событие, закладывает в бывших Кучкиных владениях город Москву, иначе называемый некоторыми рассказчиками Кучково.
Легенда о Кучке имеет под собой некоторую историческую основу. Хотя о нем самом летописи не упоминают, но зато хорошо известны некие Кучковичи, сыгравшие важную роль в убийстве князя Андрея Боголюбского. Этот факт прекрасно связывается с легендой о ссоре Юрия Долгорукого и Кучки - ведь тогда получается, что Кучковичи (сыновья Кучки) отомстили за убийство своего отца. Кроме того, по летописям известны и "Кучковы села". Правда, к возникновению Москвы они прямого отношения не имеют, так как стояли довольно далеко от Боровицкого холма - в районе современных Сретенских ворот. Но и в этих отрывочных косвенных сведениях о Кучке историки увидели возможность построить целые теории о происхождении, жизни и смерти загадочного боярина. Сочинялись даже биографии Кучки, в которых он предстает то старшиной - князьком славян-вятичей, то вождем финно-угорского племени, то богатым переселенцем из Новгорода.
Существовали также легенды о каком-то Вуколе, или Буколе, который вел отшельническую жизнь в здешних лесах, а потом вдруг почему-то предсказал новому городу великую судьбу. Упоминается и еще один отшельник - некий римлянин Подон.
Легендам и просто сказкам нет числа, а вот истину о событиях, предшествовавших
основанию Москвы, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.