Марьиной рощей называется местность к северу от улицы Сущевский
вал. Красивые легенды объясняют происхождение названия рощи, балладу о красавице
Марье сочинил и знаменитый поэт В. А. Жуковский. История более прозаична: здесь,
в самом деле, была роща, принадлежавшая крестьянам
близлежащей деревни Марьино. Но к середине XIX в. роща совсем исчезла, и на
ее месте выросли дома грязного и непривлекательного московского пригорода.
Если Лефортово представляло собой хоть и достаточно убогую,
но все же сохранявшую остатки приличия окраину Москвы, то Марьина роща была
типичным трущобным районом. Вплоть до 1917 г. она формально не входила в границы
Москвы и не удостаивалась забот городского управления. Здесь не было городского
транспорта, освещения, улицы не мостили. Ни о каких коммунальных удобствах в
домах не могло быть и речи, да и элементарный технический надзор за строительством
практически отсутствовал.
В этих условиях создавался самый распространенный в Москве
конца XIX - начала XX в. тип жилого дома: двухэтажный, чаще всего деревянный,
реже - с каменным первым этажом. Встречались и вовсе лоскутные строеньица -
одна стена каменная, другая - деревянная; удобства, если они вообще были, -
во дворе.
Проектировали эти домишки не архитекторы, а лица всевозможных
профессий, способные начертить на ватмане план и фасад будущего сооружения.
Среди жилых домов втискивались полукустарные шумные
фабрички и заводики с безобразными производственными и складскими корпусами.
Наряду с ними в западной части Марьиной рощи на рубеже XIX и XX столетий были
построены очень большие по тем временам заводы крупных московских предпринимателей.
Трущобы Марьиной рощи дожили до 50-х годов, когда в течение нескольких лет
практически вся застройка этого района была уничтожена, а на ее месте возведены
десятки типовых многоквартирных домов. При этом привели в порядок улицы, озеленили
и очистили дворы, была налажена работа городского транспорта. Местные овраги
и болота, отмечавшие истоки речки Неглинной, еще раньше были засыпаны грунтом,
вынутым из шахт первых линий Московского метро