Территории, лежащие за линией Московской Окружной железной
дороги, включались в черту Москвы постепенно начиная с 1917 г. Но к 1960 г.
городская застройка занимала лишь небольшую часть
кольца, а остальные земли внутри него представляли собой яркую иллюстрацию разрушительного
влияния большого города на ближайшие окрестности.
Началось это еще с глубокой древности, когда бесконечные пожары
деревянной Москвы и следовавшие за ними восстановительные работы заставили москвичей
почти начисто свести леса в ближайших окрестностях. За этим последовали обмеление
и загрязнение рек, необратимые изменения во флоре и фауне. К XIX в. загрязнение
ближайших окраин Москвы стало катастрофическим.
Вокруг города разместились холерные и прочие инфекционные кладбища,
бесчисленные свалки. Сразу за заставами были отведены места для слива городских
нечистот, вывозившихся ассенизаторами. Переход с деревянного строительства на
каменное, вызвал бурный рост на подмосковных полях небольших и совсем мелких
кирпичных заводиков, состоявших из нескольких сараев и печей. Продукции заводы
давали мало, зато усердно пожирали дрова и коптили и без того уже подзакопченное
московское небо. Глину для кирпичей копали тут же в бесчисленных карьерах.
К концу столетия со всех сторон протянулись к Москве железные
дороги, очень скоро их товарным и сортировочным станциям оказалось тесно в самом
городе, и одна за другой они "выползли" в пригороды, где захватили огромные
площади. К юго-востоку от Москвы раскинулись поля фильтрации городской канализации,
но вывоз нечистот за заставы продолжался.
Процессы разрушения природы ближайшего Подмосковья продолжались
и в первой половине XX в. Именно в это время остававшиеся еще пригодными к обработке
поля исчертили трассы трубопроводов и линий электропередачи. По непроверенным
данным, в 40-х годах кое-где в окрестностях Москвы сваливались и радиоактивные
отходы.
Несмотря на некоторые положительные
изменения за годы Советской власти (ликвидацию свалок, прекращение вывоза нечистот,
обводнение рек),
к 50-м годам ландшафт за Окружной железной дорогой представлял собой довольно
печальное зрелище: обширные безлесные пространства с изрытой и засыпанной мусором
землей, чередующиеся с еще годными для обработки полями. Но кое-где уже образовались
очаги будущей урбанизации - города и рабочие поселки ближайшего Подмосковья.
Возникновение многих из них относится
к концу XIX в.,
когда возле железнодорожных станций появились вагоноремонтные мастерские с небольшими
поначалу рабочими поселками (Перово). Вокруг других станций сложились дачные
местечки, в которые из-за нехватки и дороговизны жилья постепенно перебирались
на постоянное жительство многие московские рабочие и служащие (Лосиноостровская,
Новогиреево, Кунцево).
Сильный толчок развитию промышленности
в новой Москве дала первая мировая война. Эвакуированные из оккупированных немцами
западных областей России промышленные предприятия размещались в наскоро построенных
помещениях близ населенных пунктов ближайшего Подмосковья. Эти временные и полукустарные
предприятия послужили базой для создания заводов и фабрик в эпоху индустриализации.
Вокруг них в 20-30-е годы образовались города Тушино, Лосиноостровск
(позже Бабушкин),
Кунцево, Перово, Люблино. А начавшееся массовое
жилое строительство заставило развернуть вокруг Москвы мощную сеть строительной
индустрии, в основном кирпичных и бетонных заводов. Рядом с ними появились рабочие
поселки Очаково, Сабурово, Краснооктябрьский,
Никольский. Их центральные части застраивались по планам капитальными домами
городского типа, но на окраинах по-прежнему оставалась типичная полудеревенская,
полугородская трущобная застройка.
Кроме этих населенных пунктов в кольце лежало множество деревень
и дачных поселков. Их жители стали москвичами 1 августа 1960 г. Началась быстрая
урбанизация территории новой Москвы.