Непременные спутники московской зимы - снег и лед - вещи сами
по себе неплохие. Можно заняться горнолыжным спортом, в хоккей поиграть, на
санях покататься. Но городскому хозяйству снег добавляет массу хлопот. Чтобы
не останавливалось движение транспорта, чтобы люди не тонули в сугробах, выпадающие
на город миллионы тонн снега нужно сгребать с мостовых и тротуаров, расчищать
железнодорожные и трамвайные пути.
И делать это нужно быстро - в считанные часы, ведь жизнь в
городе не может замереть. Хорошо еще, что уборка снега механизирована - московское
городское хозяйство располагает сотнями снегоочистителей, погрузчиков, самосвалов.
Благодаря обширному парку машин даже хороший снегопад не вызывает в Москве такого
паралича движения и снабжения, какой случается в западноевропейских и американских
городах при выпадении всего 5-8-сантиметрового слоя снега. Убранный снег нужно
сложить. Но куда, если в городе свободных площадей почти не осталось? Для вывоза
за город не хватит всего парка московских грузовиков. Остается сваливать смешанный
с уличной грязью и пылью снег с набережных в московские реки, что, конечно,
никак не способствует их чистоте.
Еще хуже обстоит дело с уборкой льда. Образующаяся после коротких
оттепелей корка на мостовых и тротуарах является причиной сотен несчастных случаев
и транспортных аварий. Механизировать ее удаление пока не удалось, а вооруженный
ломом дворник очищает ото льда всего несколько квадратных метров в час, да еще
портит при этом лежащее подо льдом асфальтовое покрытие. Пока самым надежным
средством борьбы с опасными катками остается стародавняя посыпка улиц смесью
песка с солью, от которой страдают растущие вокруг деревья и обувь прохожих.
Есть и еще одно очень надежное средство - нагревание тротуаров
проложенными под ними теплотрассами. Падающий на теплый тротуар снег мгновенно
тает, вода стекает, и асфальт остается сухим и чистым. Но отопление улицы обходится
слишком дорого и сегодня используется только на лестницах подземных переходов
и вестибюлей метро.
Мороз-разрушитель
Сильно страдает от московского климата асфальт московских улиц,
и дело здесь даже не в ломах дворников. Как известно из курса физики, вода,
превращаясь в лед, расширяется, распирает и разрывает стенки сосуда. Таким сосудом
является каждая мельчайшая трещинка в дорожном
покрытии. Попадающая в нее вода, замерзая, ломает асфальт и бетон. Разрушение
идет тем скорее, чем чаще наступает смена положительных и отрицательных температур.
Поэтому потепление московского климата, влекущее частые зимние оттепели, ведет
к ускоренному разрушению мостовых, которые приходится обновлять через 3-4 года.
Замерзающая вода разрушает не только асфальт, но и стены московских домов,
гранитные ступени при входах в здания, уличную скульптуру, элементы декоративного
убранства улиц. Гораздо быстрее, чем на юге, осыпается штукатурка, темнеет и
трескается известняк, которым отделывают фасады московских домов.