Как Москва "проглотила" сразу пять городов и сильно выросла
Новая история Москвы началась после Великой Октябрьской социалистической революции.
Коренным образом была изменена система городского самоуправления. Отмена частной
собственности на городские земли открыла пути к плановому преобразованию и развитию
города, стихийный рост которого до этого времени уже успел создать множество
трудноразрешимых проблем. Отныне увеличение территории города определялось стремлением
улучшить жилищные условия, бытовое обслуживание москвичей.
Уже в 20-х годах началось решение жилищной проблемы, быстрыми темпами увеличивалась протяженность трамвайных линий, сетей водопровода и канализации. В 30-х годах были сооружены канал Москва-Волга и первая линия метро. Эти московские стройки заложили основу нормальной жизни в нашем городе.
Первый Генеральный план реконструкции Москвы 1935 г. предусматриваал контролируемый рост населения города, а также расширение его границ в нескольких наиболее благоприятных направлениях. Но реальные темпы роста населения превысили все плановые наметки. Следствием этого стало увеличение городской территории. До 50-х годов официальные границы Москвы раздвигались понемногу, но к 1960 г. потребность в свободных территориях для развернутого в это время массового жилищного строительства привела к гигантскому увеличению административных границ города, установленных по законченной в то время Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) протяжением в 109 км. При этом Москва "проглотила" сразу пять соседних городов, 12 рабочих поселков и около 150 сел и дачных поселков.
Их жители увеличили население Москвы, что потребовало соответствующего увеличения объемов строительства, а огромный прирост свободных площадей позволил проектировщикам не слишком заботиться об их рациональном использовании. Застройка стала слишком редкой, улицы и проспекты слишком широкими, промышленные предприятия расползлись вширь. В результате к середине 80-х годов территория Москвы вновь выросла за счет "выбросов" за пределы МКАД, на этот раз старательно обошедших близлежащие крупные населенные пункты.
Таким образом, территория новой
Москвы слагается из огромного кольца, зажатого между Окружной железной дорогой
и МКАД, а также совсем новых частей города ("выбросов").