Территория Москвы, лежащая между Садовым кольцом и Московской
окружной железной дорогой,- самая странная, путаная и наименее изученная часть
столицы. Даже указанные ее границы весьма условны. Если Садовое кольцо относительно
четко отделяет центральную, историческую часть от остального города, задавая
внутреннюю границу промышленной Москвы, то последующие кольца границ Москвы
- Камер-Коллежский вал и Окружная дорога никак не воспринимаются в качестве
рубежей.
Камер-Коллежский вал стал официальной границей Москвы в XVIII в., когда фактические очертания города уже не вмещались в прежние тесные рамки и по обе стороны вала стояли ряды одинаковых полугородских, полудеревенских домиков. Окружная же дорога вообще стала границей Москвы случайно и вовсе не определяла истинные ее границы до 1917 г. В этой книге Окружная железная дорога рассматривается в качестве внешней границы Москвы Промышленной.
Территории Москвы Промышленной начали осваиваться москвичами уже с XVI в. Вне стен Скородома возникали самые разные слободы, в которых часто селились люди, не имеющие права по тем или иным причинам жить в городе. Так, на выездах из города располагались ямские слободы, а когда царь повелел выселить из Москвы иностранцев, вокруг города возникло несколько немецких, т. е. иноземных, слобод. Особенно интенсивно заселялись эти территории в XVIII в., когда многие из них (за стенами Земляного города) стали считаться неотъемлемой частью Москвы. Здесь же, в основном на востоке, расположилось и несколько царских усадеб. Участки вдоль ведущих к ним дорог стали престижными местами расселения придворной знати.
Самые первые промышленные предприятия еще размещались в историческом центре города - в те времена гораздо проще было купить под мануфактуру большой дом какого-нибудь опального сановника, чем возводить капитальные постройки на пустом месте. С увеличением числа предприятий, с ростом производительности труда картина изменилась: теперь фабрикам требовались резервные площади для новых корпусов, удобные подъездные пути и очень много воды - для паровых машин, для обеспечения технологического процесса, для охлаждения и отопления. А цена земельных участков в центре города заметно выросла.
С начала XIX в. много предприятий открылось за официальной городской чертой, туда же постепенно перебрались и несколько старых фабрик. Вокруг самых больших из них возникли целые поселки, состоящие из изб и рабочих казарм, которые сливались со старыми подмосковными слободами, создавая причудливую планировку. Со временем она закреплялась по мере сооружения все более основательных построек.
Обширных площадей требовало и зарождавшееся в XIX в. городское хозяйство Москвы.
И эти площади также отводились на свободных землях за Садовым кольцом. Но сапожник,
как известно, бывает без сапог - так, предприятия городского хозяйства Москвы
Промышленной обслуживали в основном центральную часть города.