Северная часть Земляного города занимает сектор от Большой Бронной улицы до Мясницкой (улица Кирова). Внешний облик этого района сформировался в конце прошлого - начале нынешнего столетия. Здесь почти нет памятников седой древности, зато очень много доходных домов, местами деликатно дополненных капитальными жилыми зданиями застройки 30-80-х годов.
Планировка этой части Земляного города разнообразна. Большие по площади массивы, как, например, между Цветным бульваром и улицей Ермоловой, чередуются мелкими кварталами. Так, на недлинную улицу Сретенку выходит с каждой стороны по семь переулков, между которыми лежат кварталы шириной всего в один дом!
Характерной чертой Севера, отличающей его от прочих секторов города, является оживленность всех важнейших радиальных улиц. Главная из них - Тверская (улица Горького) так же, как и Новый Арбат, представляет собой луч от Центра. Вдоль нее расположены целых четыре театра и Концертный зал, Музей революции, гостиница "Минск", несколько известных магазинов.
Очень популярен у москвичей Цветной бульвар, на котором расположены цирк, панорамный кинотеатр "Мир" и Центральный рынок. В 80-х годах рядом с ними была открыта станция метро.
Сегодня Цветной бульвар - одно из красивейших мест столицы. А всего сто лет назад здесь было довольно неуютно. Лежавшие по соседству кварталы Трубной были наряду с Хитровым рынком рассадником преступности. В грязных закоулках прятались здесь десятки легальных и нелегальных публичных домов, трактиров, пивных, служивших притонами уголовникам. Близость протекавшей под Цветным бульваром реки Неглинки позволяла этим рыцарям частной инициативы в буквальном смысле "прятать концы в воду" - сбрасывать тела ограбленных прохожих в люки подземного коллектора.
Следующий радиус - Сретенка по обилию маленьких магазинов и предприятий обслуживания похожа на Арбат, но в отличие от него сохранила, малоэтажную застройку полутора-двухвековой давности. Пешеходам сегодня явно тесно на ее узких тротуарах, но превратить ее вслед за Арбатом в пешеходную зону вряд ли удастся - Сретенка связывает Центр города с проспектом Мира, а улицы-дублера, способной отвести транспортные потоки, у Сретенки нет.
Зато намечено превратить в пешеходную зону сеть переулков, лежащих между Сретенкой и Цветным бульваром. Запланирована реконструкция с восстановлением исторического облика этого района.
Улица Мясницкая (Кирова) на участке от Чистопрудного бульвара до Садового кольца представляет собой типичную деловую улицу, почти сплошь застроенную административными зданиями. Среди них наиболее интересны постройки 20 - 30-х годов. Огромное здание Нар-комлегпрома (ныне занятое статистическим управлением) спроектировал знаменитый французский зодчий Ле Корбюзье, а выполненный в том же стиле на несколько лет раньше дом Госторга (ныне Министерство торговли) - советский архитектор Б. Великовский, до Октябрьской революции соорудивший в нашем городе множество доходных домов.
Север Земляного города мог обогатиться еще одним углом притяжения. Еще в 30-х годах через огромный квартал между улицей Кирова и Уланским переулком началась прокладка Новокировского проспекта - дублера улицы Кирова. Вдоль его трассы построили несколько крупных административных зданий, здание Наркомлегпрома также поставили главным фасадом к новой магистрали. Вопиющей ошибкой проектировщиков стало полное отсутствие на столь широком и парадном проспекте предприятий обслуживания, способных привлечь москвичей. Его просторные тротуары, способные принять тысячи людей, почти всегда пустуют. Даже в расположенные здесь учреждения служащие проходят, как правило, через соседние улицы.
Не получилось из Новокировского проспекта и важной транспортной магистрали,
несмотря на то, что в 70-х годах он наконец был проложен до Садового кольца
и дальше - к Комсомольской площади. Дело в том, что проспект не имеет продолжения
внутри Бульварного кольца - к центру города, и строительство этого продолжения
отложено на неопределенное время. А пока по проспекту, ведущему в никуда, не
проходят даже маршруты городского транспорта. Это в свою очередь сказывается
на соседних радиальных улицах, уже сегодня переполненных потоками автомобилей.