По своей планировке "материковая" часть Замоскворечья сильно отличается от
остальных частей Земляного города, радиальные улицы которых веером расходятся
от узлов, расположенных на Бульварном кольце. Улицы же Замоскворечья, расходящиеся
от трех москворецких мостов, образующих узлы близ центра города, вновь сходятся
у трех площадей на Садовом кольце на месте исчезнувших проездных ворот стены
Земляного города. Тем самым план Замоскворечья напоминает не веер, а скорее
неряшливый пучок, прутьев основных улиц, связанных поперечными переулками. Этот
"замоскворецкий пучок" четко делится на три непохожих друг на друга части.
Низменный берег Москвы-реки от Крымского до Каменного моста представлял собой
еще несколько десятилетий назад столь же неопрятное зрелище, как и лежащая напротив
него Кропоткинская набережная. В 60-х годах убогая застройка здесь была почти
полностью уничтожена, и на освободившемся напротив Парка культуры месте был
заложен Парк искусств, в центре которого очень долго строили новое здание Государственной
картинной галереи для размещения части коллекций Третьяковской галереи. К сожалению,
здание получилось большим, но неудачным. Поэтому, хотя набережная теперь выглядит
заметно лучше, чем до реконструкции, все же облик ее никак не может удовлетворить
москвичей.
К востоку от Парка искусств в 70-80-е годы была проложена новая широкая улица
Димитрова, связавшая Центр Москвы с Ленинским проспектом. Недавно ее переименовали
в Большую Якиманку - по имени одной из старых улочек, проходивших на этом месте.
Еще дальше к востоку, за улицей Большая Полянка начинается заповедная часть
Замоскворечья, сохранившая как свою древнюю планировку, так и большую часть
застройки. Здесь расположен важнейший транспортный узел Замоскворечья - станции
метро "Новокузнецкая" и "Третьяковская". Недалеко от них находится всемирно
известная сокровищница русской живописи - Третьяковская
галерея, а также несколько крупных учреждений. Поэтому здесь не по-замоскворецки
оживленно и шумно. Переулки, пролегающие от станции метро к Третьяковской галерее,
превращены в парадные подходы к музею, а сам комплекс галереи капитально отремонтирован
и расширен. Зато, к югу от этих станций метро даже торговая Пятницкая становится
менее оживленной, а уж Большая Ордынка и вовсе безлюдной. На ней стоят маленькие
домики, в основном жилые или занятые скромными конторами. Восточная часть "материкового"
Замоскворечья, лежащая за Новокузнецкой улицей, состоит из кварталов, застроенных
строгого вида жилыми домами 20-50-х годов, чередующихся со старыми фабриками
и заводами, крупнейшим из которых является насосный завод им. М. И. Калинина.
Замоскворецкие набережные так же, как и другие набережные Москвы Исторической,
застроены по большей части промышленными зданиями.