Современное Лефортово - понятие довольно расплывчатое. Давно, три столетия назад появился и укоренился этот московский топоним, обозначавший место размещения Лефортовского солдатского полка, получившего свое название по фамилии любимца Петра 1 - швейцарца Ф.Лефорта. Полк размещался на левом берегу Яузы, там, где и поныне стоит полковая церковь Петра и Павла. Постепенно название Лефортово распространилось и на правобережье Яузы, на бывшую Немецкую слободу, где, кстати, до нынешних дней дожил, правда в сильно перестроенном виде, и дворец самого Лефорта. А когда была образована Лефортовская полицейская часть, то к Лефортову стали относить почти всю территорию от Преображенского до Таганки.
Исконное, левобережное Лефортово так и сохранило свою военную ориентацию. На протяжении XVIII - XIX вв. здесь были сооружены здания военного госпиталя (ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко), Красные казармы, военная тюрьма, Алексеевское военное училище. Даже выстроенный по приказу Екатерины II внушительный Екатерининский дворец с самой большой в Москве колоннадой вскоре был занят под кадетские корпуса. В советское время во дворце расположилась Академия бронетанковых войск, а неподалеку, в здании бывшего Алексеевского училища находится Дом офицеров Московского военного округа.
В правобережном Лефортове также располагались дворцы - уже упоминавшийся Лефортовский, ныне занятый Центральным военно-историческим архивом, и Слободской, являющийся центром обширного комплекса Московского технического университета имени Баумана.
Остальная же, большая часть правобережного Лефортова еще два-три десятка лет назад состояла преимущественно из маленьких, ветхих домиков. В некоторых из них ютились (да и сегодня кое-где ютятся) мелкие заводики и фабрики, обосновавшиеся в наскоро приспособленных помещениях XIX в.
Лефортово лежит заметно дальше от Центра, чем Басманные и Тверские-Ямские улицы, и к XIX в. район этот считался глухим. Не случайно в Лефортове селились московские старообрядцы, которым всегда был свойствен замкнутый образ жизни. Позже соседних районов Лефортово приобщилось и к городским удобствам. Этот один из самых древних уголков Москвы Промышленной постепенно деградировал ик 1910 г. превратился в типичное московское захолустье.
Еще в 60-70-х годах довольно большие массивы подобной застройки сохранялись на Бутырской, Большой Дорогомиловской улице, но сегодня Лефортово остается, пожалуй, последним уголком полутрущобной застройки Москвы XIX в. и в этом качестве представляет особый интерес.
На протяжении последних лет часть ветхих домов снесли, что позволило заметно улучшить среду обитания лефортовцев, но при этом в значительной степени разрушилась целостность облика Лефортова. Так, более чем наполовину разрушена застройка Бакунинской улицы, здесь поднялись высокие дома-башни. К югу от нее проходит улица Энгельса, во многом сохранившая облик старой московской окраины.
Севернее Бакунинской улицы в Лефортово врезается Казанская железная дорога со своими товарными станциями. Вдоль стальных путей, по которым в Москву прибывает зерно, разместились предприятия пищевой промышленности - элеваторы, мельницы, холодильники, грузные корпуса которых определяют мрачный облик лежащих здесь Переведеновских улиц.
В конце 70-х годов начались работы по пробивке через Лефортово Третьего транспортного кольца Москвы. Хотя трасса была спланирована достаточно тактично, все же несоразмерная с масштабами старой застройки ширина новой магистрали потребовала значительных сносов. Это вызвало бурный протест ревнителей старины, поддержанных некоторыми жителями Лефортова. Газеты и телевидение развернули пропагандистскую кампанию за спасение Лефортова.
Кульминация наступила,
когда работы по расчистке трассы уже завершились. Именно в это время группа
защитников Лефортова сумела остановить снос малопримечательного домика, названного
"палатами Щербакова". В результате громкого скандала работы по прокладке кольца
были прекращены. Сегодня недостроенное кольцо обрывается у Бакунинской улицы,
куда направляются транспортные потоки. Мощность новой магистрали, призванной
снять нагрузку с центральных улиц, используется на одну десятую часть, а тысячи
машин по-прежнему движутся в Центр Москвы, нанося урон памятникам архитектуры,
во много раз более ценным, чем пресловутые "палаты Щербакова". Территория проложенного,
но так и не построенного кольца вот уже более
десяти лет представляет собой нечто среднее между
стройплощадкой и свалкой мусора.