Православная церковь сыграла важную роль в возвышении Москвы, в превращении ее в столицу огромного государства. Еще во времена Ивана Калиты русский митрополит Петр переехал из Владимира в Москву, а преемник Петра на митрополичьей кафедре Феогност официально стал именоваться Митрополитом Московским и Всея Руси. С этого времени московские митрополиты, а с конца XVI в. - патриархи стали верными союзниками московских князей в деле объединения Руси.
Московские князья и цари признавали роль церкви и чтили ее. По их желанию многие московские церковные деятели были канонизированы, т. е. возведены в ранг святых.
В результате бурных исторических событий средних веков Россия осталась единственным в мире крупным независимым православным государством, а русская церковь стала самой многочисленной, богатой и влиятельной среди православных церквей, что и было официально признано учреждением Московского патриаршества. В это время возникло известное положение - "Москва - Третий Рим".
Первый, настоящий, Рим был столицей самой большой империи древних веков, богатым и красивым городом. Римские императоры диктовали свою волю народам половины Европы, Северной Африки, Западной Азии. Те же императоры, увидев в христианстве весомую силу, узаконили его и ввели в качестве официальной религии в своей империи.
После падения первого Рима управление восточными провинциями государства, которое продолжало именоваться Римской империей, перешло в Константинополь (ныне Стамбул). А когда христианская церковь раскололась на восточную (православную) и западную (католическую), Константинополь стал всемирным центром православия. Самый старший, самый уважаемый православный патриарх носил титул Константинопольского. Так Константинополь стал вторым Римом. Но пробил и его час: в 1453 г. он был захвачен турками, уничтожившими и Римскую империю.
Как раз в это время Москва стала столицей огромного Царства, по территории не уступавшего Римской империи 1 период ее расцвета. Великая власть сосредоточилась в руках московских православных государей, получивших веру свою из второго Рима. Богатства и мощь московских царей слыли неисчислимыми. А главное - Московское государство осталось единственным надежным оплотом православия. Во всем православном мире не оставалось, кроме него, крупных независимых держав. Тем самым к Москве от Византии перешло наследие Рима. Вот тогда-то и распространилось изречение: "Москва есть Третий Рим". А чтобы подчеркнуть вечность и прочность Русского государства, добавляли: "Два Рима пали, третий стоит. А четвертому Риму не бывать!"
Со времен Петра 1 русская православная церковь превратилась в государственное
учреждение, возглавляемое Синодом, который расположился в Петербурге. Но Москва
сохранила значение главного центра православия, а ее храмы остались наиболее
почитаемыми святынями.