Далеко не все московские монастыри окружали мощные крепостные стены. В центре и в северной части города расположены совсем иные, скромные обители, которые иногда даже трудно обнаружить в городской застройке. Таковы, например, Рождественский на улице Рождественке, Сретенский близ Сретенских ворот, Петровский на Петровке, Богоявленский, Знаменский, Заиконоспасский, Никольский монастыри в Китай-городе. Многие из них вообще не имели стен, в других низкие и тонкие стены больше походили на заборы, отгораживавшие монахов от городского шума.
В древние времена московские монастыри были также центрами просвещения и наук. В монашеских обителях из года в год монахи - летописцы вели свои летописи, благодаря которым до нас и дошли сведения о многих событиях богатой истории города. Во многих монастырях открывались школы, самой известной из которых была школа маленького Андреевского монастыря у подножия Воробьевых гор. При школе состояли переводчики иностранных книг. Да и первое в Москве высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия была открыта в1681году в Заиконоспасском монастыре. В этой академии учились ученые М. В. Ломоносов и Л. Ф. Магницкий, поэт В. К. Тредиаковский, архитектор В. И. Баженов, первый исследователь Камчатки С. П. Крашенинников.
Однако по мере того, как образование становилось все более светским, монастырская жизнь переставала привлекать людей, жаждущих просвещения. В XIX в. православная церковь начала терять свой былой авторитет. В монахи поступало все меньше мужчин. За целый век в Москве появился лишь один мужской монастырь, да и тот отобрали у старообрядцев. Те монашеские обители, которые располагались на бойких торговых улицах, выстроили на своей территории торговые корпуса для сдачи внаем, так что храмы оказались на задворках лавок. Немногим из московских обителей удалось тогда сохранить свой благородный древний облик.
Зато женские обители в XIX в. возникали одна за другой. В них шли женщины, незамужние или потерявшие мужей, испытавшие сильное горе. Тогда же появились в Москве и общины сестер милосердия - организации с полумонастырским уставом, куда принимали незамужних женщин, желавших посвятить свою жизнь облегчению страданий больных и раненых. Самая известная из них, Покровская, находилась в конце современной Бакунинской улицы, близ Яузы.
В наше время большинство московских монастырей не действует. Некоторые из них
- Страстной, Никитский, Златоустовский - были полностью уничтожены в ходе реконструкции
Москвы в 30-х годах. Многие монастырские ансамбли понесли тяжелые утраты, в
них разрушены прекрасные архитектурные памятники. В большинстве сохранившихся
построек до последнего времени располагались всевозможные организации и музеи
(в Донском, Новодевичьем). Но, как и прежде, московские монастыри производят
сильное впечатление. Это реальные, вещественные следы истории нашего города.