Другая Москва - это Москва самого Грибоедова, Вяземского, декабристов, Пушкина и его друзей-поэтов Дениса Давыдова, Е.А. Боратынского, Н.М. Языкова, Москва научных и литературных обществ при университете, молодых философов-"любомудров", юных воспитанников Благородного пансиона, студентов, пытливо ищущих ответа на поставленные окружающей их действительностью философские, политические, социальные вопросы, - А.И. Полежаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.Ю. Лермонтова. Кроме того, существовала Москва разночинная, простонародная, трудовая, крепостная, к которой, кстати сказать, "светлая, образованная Москва" относилась с неизменным и глубоким уважением.
Московское вольномыслие, гуманизм, антикрепостнические, антисословные настроения имеют давние традиции. В московской поэзии они нашли выражение уже у А. Кантемира, который в сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" родовитому боярину высказывает прямо-таки оскорбительную для его дворянской спеси истину: "Плоть в слуге - твоей однолична".
Будущие декабристы, только еще создавая сразу после Отечественной войны 1812 года тайное общество для борьбы против крепостного права и самодержавия, надеялись найти поддержку себе прежде всего в Москве. Один из первых создателей тайного общества М.А. Дмитриев-Мамонов- москвич - в 1815-1816 годах написал стихотворение о будущей победе их дела, которую он представляет так: "Москва просияет, яко утро", "В тот день водрузится знамя свободы в Кремле".
М.А. Дмитриев-Мамонов - аристократ и один из богатейших людей России, принадлежал к тому же кругу барской Москвы, что и прототипы грибоедовской комедии.
* * *
Период с конца 1810 и до середины 1830-х годов в истории русской литературы получил название пушкинской поры.
Пушкинскую пору нередко называют "золотым веком" русской поэзии. В эту эпоху жили и творили многие замечательные поэты. Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов, К.Н. Батюшков, А.С. Грибоедов, И.И. Козлов, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, К.Ф. Рылеев, Н.М. Языков, А.В. Кольцов, Д.В. Веневитинов, А.И. Полежаев, Н.П. Огарев, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев - все эти и многие другие, менее заметные имена характеризуют собой пушкинскую пору. Все они или ровесники, или старшие и младшие современники Пушкина. Почти все они так или иначе были связаны с Москвой и писали о Москве, поэтому Москва представлена в поэзии этого времени гораздо полнее, ярче и разнообразнее, чем в поэзии какой-либо другой эпохи.
"Мы были дети 1812 года", - сказал о себе и о своих товарищах по тайному обществу декабрист М.И. Муравьев-Апостол. То же самое могли бы сказать о себе все участники и современники Отечественной войны 1812 года. Сильнейшее влияние этой войны испытало на себе и поколение, которое по возрасту не могло само помнить то время. "Мы, юноши нынешнего века, - пишет В.Г. Белинский, родившийся в 1811 году, - мы, бывши младенцами, слышали от матерей наших... об двенадцатом годе, о Бородинской битве, о сожжении Москвы, о взятии Парижа".
А.И. Герцен (родился в 1812 году) вспоминает: "Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной песнью... моей Илиадой и Одиссеей". Лучшее, удивлявшее своей верностью самих участников битвы стихотворение о Бородинском сражении написал М.Ю. Лермонтов, родившийся два года спустя после него.
Влияние Отечественной войны 1812 года на русское общество заключалось в том, что она стала переломным этапом русской истории. "С 1812 года начинается наша новая история", - утверждал А.И. Герцен. "12-й год, потрясши всю Россию из конца в конец, - пишет В.Г. Белинский, - пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, чувством общей опасности сплотил в одну огромную массу косневшие в чувстве разъединенных интересов частные воли, возбудил народное сознание и народную гордость и всем этим способствовал зарождению публичности как началу общественного мнения".
Память о событиях 1812 года способствовала также развитию и укреплению вызванных ею к жизни общественных тенденций: росту национального самосознания (в литературе - стремлению к созданию национальной литературы на национальных традициях), демократизации общественного мнения (в литературе - ее народности), росту освободительного движения в стране (в литературе - проникновению в творчество всех значительных поэтов гуманистических и свободолюбивых тем). Все эти тенденции отразились и в поэтических произведениях о Москве.
Отзвуки событий Отечественной войны 1812 года присутствуют в произведениях и даже прямо, казалось бы, не касающихся ее. Характерно в этом отношении творчество А.С. Пушкина. У него нет произведений, кроме лишь начатого романа "Рославлев", которые были бы целиком посвящены Отечественной войне 1812 года, но все его творчество пронизано "вечной памятью двенадцатого года". С юношеской оды "Воспоминания в Царском Селе" до стихотворений тридцатых годов "Перед гробницею святой...", "Полководец" и других он не переставал осмысливать эту великую эпоху. Неразрывно связана с ней в его сознании была и Москва, поэтому, описывая въезд Татьяны в Москву, он, прежде всего, из всей семисотлетней ее истории, вспоминает именно эту эпоху.
Поэты-участники Отечественной войны - Д.В. Давыдов, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Ф.Н. Глинка - в своих стихах постоянно возвращаются к теме двенадцатого года. Стихотворение Ф.Н. Глинки "Москва" ("Город чудный, город древний...") было написано в связи с празднованием двадцатипятилетия победы в Отечественной войне 1812 года.
Обращался к этой теме и Грибоедов. Он собирался написать стихотворную драму "1812 год". Сохранился план драмы и отрывок из нее. Действие ее, как и в "Горе от ума", происходит в Москве, но по содержанию она - антипод знаменитой комедии, главный герой ее - крепостной человек, который героически сражается во время войны, совершает подвиги, получает отличия, а по окончании войны вынужден вернуться "под палку господина"; начинаются "прежние мерзости", и в отчаянии он совершает самоубийство. "Горе от ума" и замысел стихотворной драмы "1812 год", пожалуй, наиболее наглядно и красноречиво говорят о направлении и широте, с которыми нашла отражение в поэзии Москва 1810-1830 годов.
Е.А. Боратынский - один из наиболее высоко ценимых Пушкиным поэтов-современников - изображает картины жизни светского общества, общественные увеселенья, народные гулянья. П.А. Вяземский, автор отличающихся острой наблюдательностью прозаических очерков Москвы допожарной и послепожарной, воспоминаний о замечательных людях, с которыми ему приходилось встречаться, и в стихах выступает остроумным бытописателем. В.С. Филимонов пишет поэму "Дурацкий колпак", в которой сатирически описывает общество. По поводу этой поэмы А.С. Пушкин обратился к автору со следующим посланием:
Вам музы, милые старушки,
Колпак связали в добрый час,
И, прицепив к нему гремушки,
Сам Феб надел его на вас.
Хотелось в том же мне уборе
Пред вами нынче щегольнуть
И в откровенном разговоре
Как вы, на многое взглянуть;
Но старый мой колпак изношен,
Хоть и любил его поэт;
Он поневоле мной заброшен:
Не в моде нынче красный цвет.
Итак, в знак мирного привета,
Снимая шляпу, бью челом,
Узнав философа-поэта
Под осторожным колпаком.
"Философ-поэт" в своей поэме подвергает суровому и насмешливому анализу свою жизнь, но при этом читателю совершенно ясно, что автор создает типичную фигуру своего круга - среднего дворянского общества. "Сын дворянский, - пишет о себе Филимонов, - я не в Аркадии - в Москве рожден, в Мещанской". Далее он описывает детство, ученье, как, начитавшись о гражданских доблестях древних греков и римлян, "с неба Аттики на русский снег упал", и оказалось, что в жизни все это не нужно и он в обществе "фрейлин отставных и отставных сержантов" выглядит дураком: "Дурацкий кстати мне колпак".
С моею странною душою,
Как Вертер-Донкишот, боролся я с мечтою,
Руссо-фанатика читал;
В московском свете представлял
Сентиментальную любви карикатуру.
Петрарка новый, я пел новую Лауру,
И Яуза была Воклюзою моей...
Я в цвете юношеских дней
Дурак классический от скучного ученья,
Стал романтический дурак
От прихоти воображенья.