Поэму "Опасный сосед" В.Л. Пушкин написал в 1810 году. В ней описан поход автора с его приятелем-соседом Буяновым в дешевый бордель. Однако не устоявший перед соблазном порочных вожделений автор был наказан: его избили, ограбили, и после того, как он до дому "калекой дотащился", он предает анафеме порочные свои склонности и проповедует добродетель:
Блажен, стократ блажен, кто в тишине живет
И в сонмище людей неистовых нейдет.
Поэма "Опасный сосед" еще и потому оказалась сразу в числе любимейших сочинений московских поклонников литературы, что она была очень московской поэмой: детали московского быта, московских нравов, пристрастий, духа московской "свободы" пронизывали ее. Итак, автор с Буяновым едут по Москве:
Мы сели в обшивни, покрытые ковром,
И пристяжная вмиг свернулася кольцом.
Извозчик ухарский, любуясь рысаками,
"Ну! - свистнул, - соколы, отдернем с господами".
Пустился дым густой из пламенных ноздрей
По улицам как вихрь несущихся коней;
Кузнецкий мост, и Вал, Арбат, и
Поварская Дивились двоице, на бег ее взирая.
Сколько мы прочтем позже описаний московских лихачей, мелькающих перед глазами их седоков московских улиц:
...вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри...
Колоритно описание посетителей и внутренней обстановки борделя, за что В.Л. Пушкина сравнивали с английским художником, автором серий острых бытовых гравюр, Уильямом Хогартом:
Мы сгорбившись вошли в какую-то каморку,
И что ж? С купцом играл дьячок приходский в горку;
Пунш, пиво и табак стояли на столе.
С широкой задницей, с угрями на челе,
Вся провонявшая и чесноком, и водкой,
Сидела сводня тут с известною красоткой;
Султан Селим, Вольтер и Фридерик Второй
Смиренно в рамочках висели над софой;
Две гостьи дюжие смеялись, рассуждали
И Стерна Нового как диво величали.
Прямой талант везде защитников найдет!
Василий Львович, конечно, не мог и в этой поэме обойти литературные вопросы: "Новый Стерн" - комедия литературного противника карамзинистов А.А. Шаховского. Далее в сцене драки Пушкин перечисляет целый ряд литературных произведений, которые не признавались тем лагерем, к которому он принадлежал, и находит для них такое употребление:
Но вдруг красавицы все приступают к бою.
Лежали на окне "Бова" и "Еруслан",
"Несчастный Никанор", чувствительный роман,
"Смерть Роллы", "Арфаксад", "Русалка", "Дева Солнца";
Они их с мужеством пускают в ратоборца.
Между тем сам Василий Львович как личность являлся своего рода московской достопримечательностью и выражением московского духа. "Сатира Пушкина есть произведение изящное, оригинальное, а сам он еще оригинальнее своей сатиры", - сказал о нем К.Н. Батюшков.
В мемуарах современников - а круг знакомых у Василия Львовича был обширен - его имя встречается очень часто, о нем рассказывают смешные анекдоты и приводят его острые словечки; уже современники, и в том числе его племянник А.С.Пушкин, создали его образ, трогательный и привлекательный.
Образ "опасного соседа" Буянова был настолько жизненен и типичен, что А.С. Пушкин вводит его в свой роман в стихах "Евгений Онегин": на бал к Лариным явился
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком).
("Брат двоюродный" - здесь А.С. Пушкин счелся родством с В.Л. Пушкиным, который доводился ему родным дядей, и следовательно, литературное "дитя" дяди приходилось ему двоюродным братом.)
Поэма В.Л. Пушкина породила подражания, послужила образцом для ряда произведений, созданных даже несколько десятилетий спустя; естественно, новые авторы вносили в свои произведения много нового, но тем не менее влияние "Опасного соседа" в них ощущается довольно явственно. Наиболее известные из отдаленных потомков поэмы В.Л. Пушкина - "Сашка" А.И. Полежаева и "Сашка" М.Ю. Лермонтова.
Сентименталисты считали, что все вообще горожане испорчены городской цивилизацией, что им присущи все пороки, но московские поэты находили в родном городе исключения: так Карамзин писал:
Лиза в городе жила,
Но невинною была...
Сентиментализм, как всякое направление в литературе и искусстве, представляет собою сложное явление, имеющее множество оттенков; произведения, относимые к этому направлению, могут порой в одном обнаруживать какие-то сходные черты, в другом даже противоречить друг другу, так же и творчество каждого крупного писателя-сентименталиста обладает индивидуальными признаками.
Почт конца XVIII - начала XIX века А.А. Палицын в изданной в 1807 году поэме "Послание Привете, или Воспоминание о некоторых русских писателях моего времени" дает характеристику большому числу поэтов конца века, в том числе и московским:
Московский никогда не умолкал Парнас,
Повсюду муз его был слышен глас -
Живущим внутрь иль вкруг сея градов царицы,
Языка чистого российского столицы,
И должно в нем служить всем прочим образцом.
Палицын называет много имен: к деятелям "Московского Парнаса" он относит Н.И. Новикова, наряду с И.И. Дмитриевым и Н.М. Карамзиным называет автора популярных лирических стихотворений в жанре песен Ю.А. Нелединского-Мелецкого, драматурга Н.П. Николева, поэта-сатирика П.П. Сумарокова (дальнего родственника А.П. Сумарокова), И.М. Долгорукова - поэта также склонного к сатире:
...в мирных песнях знал еще приятность звуков
От муз и сограждан любимый Долгоруков,
а также профессора Московского университета А.Ф. Мерзлякова, автора стихотворения "Среди долины ровныя...", ставшего народной песней. На лекциях и поэзии Мерзлякова в это время воспитывались в университете молодые таланты, которым суждено было стать деятелями уже нового литературного направления - романтизма: В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, А.С. Кайсаров, А.Ф. Воейков, В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов... Палицын перечисляет также еще целый ряд имен. В конце девяностых годов XVIII и в первое десятилетие XIX века получает широкое распространение жанр поэтического послания, в котором поэты высказывают свои литературные взгляды, жизненную философию, и, как в каждом письме, в них содержатся факты и приметы современной жизни, которые помогают представить взгляды и психологию авторов посланий в их жизненной конкретности. Насколько ближе и понятнее становятся размышления драматурга Ф.Ф. Иванова (отца Н.Ф.И. - безответной любви Лермонтова) в "Послании к Алексею Федоровичу Мерзлякову" о том, "что здешний мир - юдоль печали", что счастье в ограничении "прихотей", после описания конкретной, доступной и просто "радости":
Уйдем хотя на час от козней городских
На брег Москвы-реки, под клен густой, любимый...
При всей разности писателей русского сентиментализма общим для всех них было сочувствие к страдающему. "Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!" - говорит Карамзин, объясняя, почему он написал повесть о "плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы". "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала", - пишет А.Н. Радищев в предваряющем "Путешествие из Петербурга в Москву" посвящении-предисловии. Сочувствие к страдающему, к угнетенному естественно приводит к мыслям о социальном неравенстве, поэтому присутствует тема социального неравенства и в описаниях Москвы конца XVIII века.