Москва эпохи революции 1905 года представлена во многих произведениях русской художественной литературы, как в прозаических, так и в стихотворных. Одни из них целиком посвящены изображению событий, происходивших в Москве, другие, как, например, "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, включают в себя московские эпизоды. Впрочем, надобно отметить, что во всех крупномасштабных произведениях эпического плана - романах, многотомных эпопеях, в которых авторы проводят своих героев через эпоху Первой русской революции, обязательно содержится хотя бы упоминание о московских событиях, что лишний раз подчеркивает их роль и значение для того времени и всей страны.
Несмотря на то, что эти литературные произведения создавались авторами разных художественных направлений и различных взглядов, они все в той или иной степени, но непременно отражают две главные черты, которые характеризуют самую суть революционных событий в Москве.
Первая заключается в том, что в Москве в революционное движение были вовлечены самые широкие слои москвичей. Вторая же из двух главных черт, определивших роль и значение именно московских событий революции, - решающее влияние их на изменение психологии народных масс.
В.Г. Тан - участник и свидетель революционных событий в Москве, в повести "Дни свободы", написанной в январе - феврале 1906 года, а потому передающей еще живое и свежее впечатление, пишет о новом, рожденном революцией облике москвичей:
"Это был новый день в тысячелетней истории Москвы. Обыватели, которые до сих пор не смели сходиться вместе группами более трех человек, а по части уличных собраний имели только право стоять шпалерами вдоль казенных парадов, ощутили внезапно неудержимое взаимоприжатие и стали грудиться вместе, как вешняя птица... Все лица сияли одним светлым, внезапным, восторженным чувством. Свобода!.. Под знаменами простиралось море голов, множество лиц, молодых, торжественных и решительных. Это были какие-то новые лица в старинной Москве. У них были совсем новые глаза".
"Великая Москва" - так назвал свое стихотворение, написанное в начале 1906 года, молодой поэт Георгий Вяткин - тогда недоучившийся студент, исключенный из института за политическую неблагонадежность.
В этом стихотворении поэт писал о той Москве, которая, получив первые известия о расстреле 9 января перед Зимним дворцом, митинговала под красными знаменами на площадях, собирала дружины, вооружалась и дралась на баррикадах в декабре; о той Москве, которая показала в своем порыве к свободе чудеса героизма и, несмотря на то, что была разбита в этом первом бою, сохранила силу духа и веру в свою окончательную победу:
И пусть на время смолк и шум борьбы, и крики,
И гордый, гневный клич восставшего раба, -
Да здравствует народ и гнев его великий,
Да здравствует борьба!
Это была поистине великая Москва.
Поэзия отобразила всю историческую панораму событий Первой русской революции в Москве - от предреволюционных настроений до последних баррикад на Пресне и кровавого правительственного террора после их разгрома.
Среди поэтов, писавших о революционных событиях 1905 года в Москве, были участники боев - Е.М. Тарасов, А.А. Богданов, А.А. Белозеров, Ф.С. Шкулев, на восстание отозвались поэтымосквичи: В.Я. Брюсов, Андрей Белый и многие другие. Впрочем, надобно сказать, что и Брюсов, и Андрей Белый, и многие другие также в той или иной степени принимали участие в революции. Вообще, московская интеллигенция в подавляющем своем большинстве сочувствовала освободительному движению, и в московской поэзии всегда присутствовала тема освобождения народа от гнета и вера в силу слова, в силу поэзии.
Эта вера звучит и у Брюсова в стихотворении "Кинжал", созданном в преддверии революционного выступления, в 1903 году:
Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
...Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, - затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.
По-другому, но о том же говорит Ф.С. Шкулев в стихотворении "Слово", написанном в 1904 году:
Огнедышащее слово,
Слово правды и добра,
Будет вечно юно, ново,
Чище злата, серебра.
Не страшась судьбы суровой,
Под ударами невзгод,
Говорите это слово,
Чтобы слышал весь народ.
Говоря, не бойтесь муки,
Ведь по этому пути
Наши дети, наши внуки
Могут к лучшему пройти.
Огнедышащее слово,
Слово правды и добра,
Будет вечно юно, ново,
Чище злата, серебра!
Поэт-рабочий Е.Е. Нечаев, вспоминая годы Первой русской революции, участником которой он был, писал:
Не забыть, в Москве на Пресне
В буреломный Пятый год
Началось все дело с песни:
"Просыпайся, встань, народ!"
О песнях революции следует сказать особо. В общественной жизни эпохи Первой русской революции песня играла очень важную роль. Почти во всех воспоминаниях современников, в художественных произведениях, описывающих это время, обязательно есть сцена, в которой именно песня несет на себе главное эмоциональное и смысловое содержание. Таков эпизод исполнения Ф.М. Шаляпиным "Дубинушки" в "Жизни Клима Самгина" М. Горького, сцена демонстрации в романе "Мать", рассказ А.С. Серафимовича "Похоронный марш", и таких примеров можно привести очень много.
Но чтобы понять, чем была тогда для людей песня, нужно отрешиться от нашего, современного ее понимания, при котором песня воспринимается почти исключительно музыкальным произведением. Тогда же ведущим было другое понимание, которое Л.Н. Толстой назвал народным и описал в "Войне и мире": "Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев так только, для складу". В революционные годы песня прежде всего исполняла предназначенное литературному произведению, - люди требовали слов. "Слова, кто знает слова?" - взывают участники демонстрации в повести В.Г. Тана-Богораза "Дни свободы", не удовлетворенные тем, что должны "тянуть мелодию" революционной песни "без слов". Сборники революционной поэзии издавались под названием "Стихи и песни", и в этих сборниках они не отделялись одни от других. К тому же сегодняшние стихи завтра легко становились песнями и распевались на новый, а чаще на уже существующий, известный мотив. Песня была в первую очередь литературным, поэтическим, а уже потом - музыкальным произведением.
1905 год начался в Москве с митингов и демонстраций. Ф.С. Шкулев писал тогда: