Кружки Станкевича, Герцена и Огарева - это этапы истории русской общественной мысли. Многие из их участников были литераторами, поэтами, у многих можно найти стихи о Москве.
У Н.В. Станкевича Московский Кремль вызывает высокие патриотические чувства:
Склони чело, России верный сын!
Бессмертный Кремль стоит перед тобою...
Здесь гордый ум смирен, окованы мечты,
Но сердце русское исполнено отрады...
Н.П. Огарев в поэме "Тюрьма" описывает свой арест и заключение в Петровских казармах:
Широкий, плоский двор.
Кругом Забор с решеткою железной.
Середь двора высокий дом,
Где век проводят бесполезно
Полки замученных солдат,
Всю жизнь готовясь на парад.
Покои - точно коридоры -
Темны и длинны; тускло взоры
Кроватей видят два ряда;
На каждой войлок безобразный,
В ночи унылой отдых грязный
За днем бесплодного труда,
А воздух там и сперт, и смраден...
Нет! век солдата не отраден!
В этой поэме Огарев описывает своих стражей и следователей, арестантский быт (он очень отличен от того, что испытал Полежаев в солдатской тюрьме в Спасских казармах), но одна из важнейших, пожалуй, тем, которую он затронул, это тема отношения солдат к революционерам, тема, которая будет волновать участников освободительного движения в течение многих десятилетий и особо широко войдет в литературу и поэзию в связи с Первой русской революцией 1905-1907 гг. Огарев попал в заключение перед Рождеством, и вот сторожившие его солдаты позвали его встретить праздник с ними в казарме.
Да! это праздник был солдатский,
И праздник истинный был мой!
восклицает Огарев. И, вернувшись в камеру, он размышляет:
Хоть косо смотрит часовой
На узника, боясь побой;
Но все ж солдат наш и незлобен,
Да и к шпионству неспособен,
Не смотрят братья мужика
На угнетенных свысока.
Пускай француз, поклонник власти,
Народ рабочий рвет на части,
Пусть немец, воин-патриот,
Бездушно душит свой народ
Из чувства дисциплины глупой;
Но все вы, генералы от
Чего угодно, - свой расчет
У нас ведете очень тупо:
Рожден солдат наш добряком,
Не встанет брат противу брата,
И не удастся палачом
Вам сделать русского солдата!
Таковы были надежды поэта - дворянского революционера Н.П. Огарева в тридцатые годы XIX века.
Признание за Москвой права быть исторической и национальной столицей окончательно укрепляется в сороковые годы. Эта мысль содержится во многих стихотворениях разных поэтов, как, например, в популярном в свое время стихотворении К.С. Аксакова "Москва":
Столица древняя, родная -
Ее ль не ведает страна?
Ее назвать, - и Русь святая
С ней вместе разом названа;
У ней с землей - одна невзгода;
Одно веселье - общий труд.
Ее дела, любовь народа
Ей право вечное дают.
Ту же идею видим и в известных строках Н.М. Языкова:
Я здесь! - Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива!
...Сюда! на дело песнопений,
Поэты наши! Для стихов
В Москве ищите русских слов,
Своенародных вдохновений!
Выше уже говорилось о том, что общенациональный характер Москвы способствовал тому, что уроженцы других мест России, приезжая в Москву, ощущали ее как родной город.
Наряду с москвичами проникновенные, полные любви поэтические строки посвящали Москве и уроженец Пензенской губернии А.И. Полежаев, и сибиряк, как он сам писал о себе, "столицы шумной житель новый", Е.Л. Милькеев, петербуржец В.Г. Бенедиктов и многие другие.
"Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством", - отмечал Пушкин. С годами этот процесс усиливался. Москва дворянская все более окупечивалась, и наиболее приметной фигурой в Москве становится купец.
Литература откликнулась на эти изменения. В "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова героический образ купца появляется не случайно: конечно, значительную роль сыграла тут фольклорная традиция, но, безусловно, отразились и размышления о тех современниках-разночинцах, которые завоевывали себе место в жизни сами, собственными усилиями и трудами.
Приобщение купечества к культуре, к чуждому ему быту происходило трудно, порой принимало смешные и карикатурные формы, что также находило отражение в литературе.
П.А. Федотов, художник, картины которого - "Сватовство майора", "Свежий кавалер", "Завтрак аристократа" и другие - хорошо известны, запечатлел в них этот совершающийся процесс оскудения дворянства и обогащения купечества и новые взаимоотношения между этими сословиями. Эта же тема занимает большое место в творчестве Федотова-поэта. Он писал лирические стихи, романсы, басни; любопытна его поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора", представляющая собой литературный вариант сюжета картины.
Большинство картин Федотова написаны в Петербурге, но, по его собственному признанию, все изображенное на них основано на московских впечатлениях, где он родился и жил до восемнадцати лет. "Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, - пишет Федотов в автобиографическом наброске "Детские годы", - это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в Петербурге; рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам не зная почему, переношусь мыслью в Москву... Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования".
Ни у кого, пожалуй, из художников не связана так тесно собственно художническая работа с литературной, как у Федотова, хотя мы знаем немало художников, обладавших и литературным талантом.
Сюжетная картина по природе своей повествовательна, в ней художник заведомо рассчитывает на зрительские знания и ассоциации. У Федотова картины и рисунки, по его замыслу, требуют литературных, словесных пояснений. Ему было чуждо противопоставление "литературы" и "живописи". Свои рисунки Федотов часто снабжает подписями, которые представляют собой законченное миниатюрное литературное произведение и без которых рисунок или просто непонятен, или теряет свою остроту.
Многие современники оставили воспоминания о том, как Федотов, демонстрируя свои картины на выставках, сопровождал их чтением стихов, поясняющих и развивающих заложенную в них идею.