По всей России пошел подписной лист. Лица разных сословий жертвовали деньги. Современники отмечали, что памятник Пушкину сооружен действительно представителями разных слоев общества- "общественным попечением", "из народного сердца". В подписном листе рядом с крупными пожертвованиями - "скромные лепты в несколько копеек". Была собрана невиданная по тем временам сумма - 106 575 рублей 10 копеек, которая обеспечила материальную сторону проекта (памятник обошелся в 86761 рубль 53 копейки) и позволила выделить оставшиеся деньги на издание "Дешевой пушкинской библиотеки" и учреждение Пушкинской премии Академии наук.
Комитет постановил соорудить памятник Пушкину в Москве. Эту идею выдвинул товарищ Пушкина по лицею адмирал Ф. Ф. Матюшкин. Он предложил установить памятник не в чиновном Петербурге, гнавшем поэта, не в Царском Селе, где он был бы слишком "уединен", а в Москве - на его родине.
В 1873 году был организован первый официальный конкурс на лучший проект памятника. Иконография А. С. Пушкина к этому времени была невелика. Основным источником могли служить живописные портреты работы О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, выполненные в 1827 году. Прижизненных скульптурных изображений не существовало. В письме к Наталии Николаевне 14-16 мая 1836 года поэт сообщал: "Здесь хотят лепить мой бюст28. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности..."29. Кроме того, по свидетельству современника, "физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней понятие"30.
Первые скульптурные портреты были созданы в год смерти Пушкина С. И. Гальбергом и И. П. Витали31, а молодой скульптор А. И. Теребенев выполнил миниатюрную статуэтку, изображающую поэта стоящим, со шляпой под мышкой32. Первое изображение А. С. Пушкина в монументальной скульптуре помещается среди многочисленных фигуру подножия памятника "Тысячелетию России" в Новгороде (1862)33.
Первые эскизные проекты московского памятника в основном представляли собой громоздкие помпезные композиции, где поэта окружали многочисленные персонажи его произведений, аллегорические фигуры и различные аксессуары творчества34.
Конкурс 1873 года не принес удовлетворительных результатов. Творческое соревнование продолжалось в 1874 и 1875 годах. Наконец в 1875-м, когда в конкурсе принимало участие уже лишь два соискателя - А. М. Опекушин и П. П. Забелло, оба разрабатывавшие скромную однофигурную композицию, предпочтение было отдано проекту А. М. Опекушина.
За годы работы над образом А. С. Пушкина скульптор последовательно миновал стадии усложненных парадных композиций, сугубо жанровых вариантов, многочисленных вариаций однофигурного решения. В окончательном воплощении богатейший по внутреннему содержанию образ внешне представлен скромной фигурой человека, одетого в обычные одежды своего времени, в состоянии отрешенной задумчивости одиноко бредущего среди людской толпы. Недаром у большинства исследователей слова знаменитого пушкинского стихотворения "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." приводятся как лирико-философское обоснование концепции памятника.
В памятнике задуман и воплощен образ "поэта-мыслителя": спокойное сосредоточенное выражение лица, непринужденность и подвижность позы - словно в начале движения, шага - как нельзя лучше передают состояние человека, погрузившегося в размышления о насущном. За этими спокойными чертами угадываются и тайна творчества и драма обычного человека, вращающегося в кругу повседневных забот. Пушкин последних лет жизни, отягощенный бременем материальных проблем и светских обязанностей ("Государь... заставляет меня жить в Петербурге, а не дает мне способов жить моими трудами. Я теряю время и силы душевные, бросаю за окошки деньги трудовые, и не вижу ничего в будущем..."35), Пушкин интимный лирик и поэт - гражданин, автор высеченных на постаменте строк "Памятника" - глубина психологического раскрытия образа скульптором создает широкие возможности для ассоциативного восприятия.
Основываясь на лучших традициях русской монументальной скульптуры, Опекушин сумел добиться большой пластической выразительности: многочисленные дробные складки одежды, усиливающие светотеневые контрасты, обостряют пространственное восприятие фигуры; тяжелые драпировки плаща придают фигуре устойчивость; силуэт статуи, раскрывающийся на зрителя легким шагом левой ноги, носок которой даже выходит за край пьедестала, вновь замыкается в себе наклоном головы и жестом правой руки, удобно заложенной за лацкан жилета.
Образ памятника конкретно-реалистичен. В нем великолепно переданы характерные черты портретного облика А. С. Пушкина - и физиономические, и духовные, и поведенческие. Вот только два высказывания современников о поэте: "Пушкин был небольшого роста, сухощав, с курчавыми, весьма темно-русыми, почти черными волосами, с глазами темно-голубыми. В облике лица сохранились еще черты африканского происхождения, но в легком уже напоминании. Даже во множестве нельзя было не заметить Пушкина: по уму в глазах, по выражению лица, высказывающему какую-то решимость характера, по едва ли унимаемой природной живости, какого-то внутреннего беспокойства, по проявлению с трудом сдерживаемых страстей"36; "Пушкин был характера весьма серьезного и склонен, как Байрон, к мрачной душевной грусти..."37.
Вместе с тем, стремясь к конкретности
образа и его глубокой содержательности, Опекушин сумел сочетать эти качества
со спецификой монументальной пластики: масштабностью форм, пространственным
эффектом силуэта, четкостью контуров и композиционного ритма. Разумеется, важную
роль в придании произведению монументального облика играет постамент из темно-серого
шлифованного сердобольского (габбро) гранита, выполненный по проекту архитектора
И. С. Богомолова. Выбитые на боковых сторонах рельефные стихотворные строки
в пластическом отношении оживляют монолит, хотя, конечно, основная их роль -
концепционно-информативная38.
Рельефная решетка, гирлянды, украшающие постамент, бронзовые тумбы и четыре
изящных, декоративных чугунных светильника придают композиции элемент торжественности,
парадности, который напрочь отсутствует в портретном образе.