Скульптурная фигура Махатмы Ганди - лидера и идеолога индийского национально-освободительного движения, работы известного индийского скульптора Г. Пала, была преподнесена в дар городу Москве от правительства и народа Индии. Ее установили на площади, носящей имя великого борца и философа (авторы проекта установки и постамента - московские архитекторы В. В. Пасенко, И. П. Круглов и конструктор В. Е. Кореи). Памятник был открыт 8 июля 1988 года.
Скульптурная часть монумента необычайно экспрессивна по пластике и образности: идущий широким решительным шагом человек с паломническим посохом, в традиционных одеждах отшельника, олицетворяет высокое духовное подвижничество, самоотверженность в поиске истины.
Портретные черты и трактовка фигуры чрезвычайно натуралистичны. Внешняя динамика композиции как бы дополняется и усиливается внутренним движением, пронизывающим образ. Кажется, на глазах меняются поза и мимика выразительного, изрытого глубокими морщинами лица.
Такая композиция пришлась как нельзя к месту на шумном Ломоносовском проспекте, охваченном многосторонним движением машин и людей.
Можно сказать, что в районе университета сложился своеобразный мемориальный комплекс, посвященный российско - индийской дружбе224.
24 июня 1988 года в сквере у Покровских ворот был открыт памятник известному русскому революционному демократу и мыслителю Н. Г. Чернышевскому. Скульптор Ю. Г. Нерода в работе над образом, несомненно, опирался на художественный опыт и изобразительные материалы, накопленные его отцом - автором прекрасного реалистического портретного бюста Чернышевского, установленного в Аллее ученых у нового здания МГУ на Воробьевых горах. Однако художнику удалось создать произведение, совершенно оригинальное по образному замыслу и самостоятельное по стилю.
Он представил писателя в задумчивости сидящим на скамье, словно на одном из любимых и трогательно описанных им в письмах к родным московских бульваров225. Перед нами не герой, не революционер-подвижник, треть жизни проведший в тюрьме, на каторге и в ссылке, но мечтатель, романтик, творец литературных образов. Портрет обобщен, но сразу узнаваем, пластика фигуры свободна и мягка; текучие очертания традиционной крылатки чуть скрадывают контуры скульптуры, усиливая впечатление подвижности силуэта, создаваемое и мимолетностью позы, и некоторой небрежностью прически, и очками, сползшими на кончик носа. Возникший образ, удивительно близкий и понятный зрителю, чуть-чуть "одомашненный", далек от иконографических стереотипов.
Впечатление монументальности достигается, главным образом, за счет размеров мощного трехчастного гранитного постамента (архитектор В. А. Петербуржцев)226.
В 1989 году исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного русского скульптора, автора целого ряда знаменитых московских монументов В. И. Мухиной227. В память о ней в начале переулка Н. Островского (ныне - Пречистенский), в сквере вблизи дома, где находилась ее мастерская, был установлен бронзовый бюст работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор С. П. Хаджибаронов).
Поясное изображение молодой женщины, лишь отдаленно напоминающее портретные черты прототипа, пластически трактовано автором в духе традиций русского скульптурного импрессионизма начала XX века. Это не случайно, так как именно в тот период шло творческое становление Мухиной. Романтизированный образ героини призван воплотить прежде всего внутреннюю суть характера: перед нами как бы духовный, психологический портрет личности неординарной, глубоко одержимой творчеством, многое пережившей, но сохранившей порывистый задор и молодость души. Это образ, носящий вневременной характер не только в конкретном, но и в общем, символическом смысле.
Безусловно, решение такой сложной художественной задачи, да еще в композиционно строгом жанре портретного бюста, было под силу только большому мастеру.
В "малых формах" 1980-х годов преобладают традиционные типологические варианты текстовой мемориальной доски и доски с барельефом. Примеры смешения жанров практически отсутствуют.
Вместе с тем необходимо заметить, что традиционализм в типологии отнюдь не означал стандартизации художественных решений. Смело, можно сказать, что ни одна из многих десятков мемориальных досок, установленных в эти годы, не повторяет другую. Это тем более отрадно, что количество памятных знаков, сооруженных в 1980-е годы, было большим, чем в предыдущие десятилетия.
Барельефные портреты на стенах московских домов запечатлели:
С. М. Буденного (1981, скульптор М. А. Шмаков, архитектор И. Н. Воскресенский),
А. И. Покрышкина (1987, скульптор M. В. Переяславец, архитектор А. П.
Семенов), И. И. Артоболевского (1980, скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор
В. Е. Асс), А.А.Бочвара (1987, скульптор А.А.Тюренков, архитектор В.А.Климов),
Н. И. Вавилова (1989, скульптор А.М.Белашов, архитектор В. М. Коган),
С. В. Ильюшина (1981, скульптор В. В. Глебов, архитектор В. Н. Фурсов),
С. В. Кафтанова (1983, скульптор А. С. Квасов, архитектор Ю. В. Калмыков),
М. В. Келдыша (1981, скульптор Ю. Ю. Орехов, архитектор В. И. Мальгин),
П. Н. Обросова (1983, скульптор О. К. Комов, архитектор В. П.
Обросов-Серов), М. А. Шолохова (1985, скульптор О. К. Комов, архитектор
Е. И. Кутырев), С. В. Герасимова (1985, скульптор И. П. Казанский), В.
П. Ефанова (1980, скульптор А. В. Цигаль, архитектор Е. Е. Самарина), С.
А. Чуйкова (1983, скульптор Ю. Л. Чернов), Д. Н. Чечулина (1985,
скульптор Г. Д Чечулина, архитектор О. А. Великорецкий), В. С. Высоцкого
(1988, скульптор А. И. Рукавишников, архитектор И. Н. Воскресенский), С.
А. Герасимова (1987, скульптор Л. Н. Бренер, архитектор Ю. Н. Воскресенский),
С. В. Гиацинтову (1989, скульптор А. М. Ненашева, архитектор С. П. Хаджибаронов),
С. Я. Лемешева (1982, скульпторы М. К. Аникушин и М. Т. Литовченко, архитектор
С. Л. Михайлов), В. П. Марецкую (1981, скульптор А. М. Ненашева, архитектор
С. И. Пастухов), Г. Л. Рошаля (1985, скульптор Ю. Л. Чернов), А. В.
Свешникова (1983, скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор Б. В. Палуй), В.
Н. Рыжову (1986, скульптор Н. А. Матвеева, архитектор В. В. Сотников),
И. М. Туманова (1987, скульптор Л. Е. Кербель, архитектор С. П. Хаджибаронов),
А. Я. Таирова и А. Г. Коонен (1984, скульптор В. М. Клыков, архитектор
Р. В. Семерджиев, художник С. И. Смирнов), Л. О. Утесова (1985, скульптор
Ю. Л. Чернов), А. И. Хачатуряна (1982, скульптор М. К. Аникушин, архитектор
В. Б. Бухаев), Б. П. Чиркова (1984, скульптор М. А. Шмаков, архитектор
В. А. Климов), Л. Е. Шепитько (1988, скульптор Е. А. Безбородова, архитекторы
С.И.Смирнов и Г.И.Искржицкий), С.И.Юткевича (1988, скульптор Е. Б. Преображенская,
архитектор А. А. Великанов), В. М. Боброва (1988, скульптор М. В. Переяславец,
архитектор А. К. Тихонов).