8 сентября 1972 года, накануне 144-й годовщины со дня рождения Льва Николаевича Толстого, в сквере Девичьего поля на Большой Пироговской улице был воздвигнут новый памятник, вырубленный из огромной глыбы темно-серого гранита и изображающий великого русского писателя сидящим в гранитном кресле с книгой в руке (скульптор А. М. Портянко, архитекторы В. В. Богданов и В. П. Соколов)172.
Гранитный блок установлен без постамента на небольшой, выложенной каменными плитками площадке. Он как бы вырастает из земли, поражая своими размерами и природной мощью. Очертания объема фигуры, намеченные обобщенно, напоминают форму естественного каменного валуна.
Лицо портретно лишь в самом общем плане - "узнаваемо". Изобразительные характеристики образа дополняются традиционным атрибутом литератора - книгой в руках и надписью в основании монумента: "Лев Толстой", воспроизводящей факсимиле подписи писателя.
В целом же, с пластической точки зрения, произведение необычайно выразительно: имитация природных объемов, фактурная игра поверхностей, физическая мощь и величавость огромной фигуры, выражение лица, полного глубоких раздумий, проницательный взгляд, как бы погруженный в тень нависших бровей,- все эти художественные элементы работают на создание образа, сущность которого прочитывается в каждой строке толстовской прозы.
В памятнике Льву Толстому на Девичьем поле вновь удачно применен композиционный прием, использующий единый каменный блок для скульптуры и для постамента, которые оказываются органически связанными между собой; этот прием, как мы помним, был уже воплощен Л. Е. Кербелем в памятнике К. Марксу.
Композиция и образ памятника литератору, художнику, композитору всегда в той или иной степени связаны с образным строем его произведений - ведь представления автора памятника о своем герое во многом основываются именно на их материале. Поэтому не случайно образ одного из самых лиричных, романтически-эмоциональных русских поэтов с трагической судьбой - Сергея Есенина - авторы памятника, установленного на Есенинском бульваре, вблизи Волгоградского проспекта, воплотили в хрупкой фигурке деревенского юноши в косоворотке, с непокрытой головой, легко идущего навстречу солнцу и ветру среди родных берез и сосен (скульптор В. Е. Цигаль, архитекторы С. Е. Вахтангов и Ю. В. Юров).
В. Е. Цигаль максимально обобщил портретные характеристики, избегая лишних деталей, сконцентрировал внимание на скромности, красивой простоте, доброте, искренности своего персонажа. Он естественно вписал статую в окружающий пейзаж, выполнив низкий постамент памятника в виде природного валуна. Пропорционально чуть вытянув фигуру по вертикали, он уподобил ее стволам берез. Слияние русской души - сильной, порывистой, страстной, безудержной и одновременно тонкой, ранимой и нежной, с поэтической красотой русской природы - этот лейтмотив творчества Есенина стал основой художественной концепции памятника.
В 1972 году в творчестве В. Е. Цигаля еще заметны отголоски манеры "сурового стиля": обобщенная трактовка монолитных объемов, жесткость форм, гладкость широких плоскостей. Лирический образ, в целом не характерный для этой стилистики, благодаря таланту и высокому профессионализму автора вошел в нее чрезвычайно органично и благодаря ей обрел достоинство монументальности173.
В 1972 году на свободной площадке вблизи пересечения Пере-копской улицы с Севастопольским проспектом был сооружен памятный знак "Героям Перекопа". В центре композиции - гранитная стенка, приподнятая над площадкой на двух каменных блоках. На ней врезное графическое изображение красноармейца в буденовке в профиль и солдата в каске в фас и надпись: "Героям Перекопа. 1920-1944". На тыльной стороне стенки - пояснительные надписи, рассказывающие о событиях Гражданской и Великой Отечественной войн в районе Перекопа. Площадку обрамляют чаши с цветами, декоративный кустарник.
Авторы памятного знака - скульптор В. Ермолаев, архитектор В. Л. Воскресенский и художник Ю. С. Зимин.
В аллегорической форме, без всякой хронологической конкретизации,
тема Гражданской войны воплощена в декоративной скульптурной композиции,
установленной перед кинотеатром "Одесса" на улице Каховка. Перед нами
лирико-романтический образ, безусловно, навеянный известной и очень популярной
песней революционных лет "Каховка, Каховка..." - стройная фигурка девушки в
красноармейской форме, стремительным взмахом вскинувшей вверх руки с винтовкой.
Героическая патетика позы как бы "смягчается", романтизируется деталями (пышные
косы, развевающийся шарф, цветы, зажатые в руках вместе с оружием). Бронзовая
фигура на постаменте, облицованном плитками серого гранита, невелика по размерам,
но, будучи установлена на довольно значительном естественном возвышении, производит
впечатление своего рода "мини-монумента". Этому способствуют и крепкая, объемная
пластика, и пропорциональная стройность, и характерная для монументальной скульптуры
композиция, и очевидная внутренняя значительность образа.