Стилобат испещрен также длинными надписями, воспроизводящими тексты сообщений ТАСС о важнейших этапах освоения Вселенной и окончательно сведшими на нет афористичность общей концепции149.
Внутри постамента-стилобата размещается Мемориальный музей космонавтики, основанный в 1967 году.
Перед монументом, в центре широкого лестничного марша, установлена вырубленная из огромного светло-серого гранитного блока сидящая фигура К. Э. Циолковского - основоположника космонавтики.
А. П. Файдыш-Крандиевский, давно работавший над образом ученого150, сумел, решая задачу создания монумента-символа, обобщенно-схематизированного по форме и аллегорического по содержанию, передать портретные черты и, что наиболее важно, духовный облик человека, всю жизнь посвятившего борьбе за идею, которую современники считали абсурдной, а потомки столь блистательно воплотили в жизнь151.
В 1941 году Совет Народных Комиссаров вынес постановление о сооружении памятника М. Ю. Лермонтову на его родине - в Москве152. Предстояло осуществить идею, впервые появившуюся в кругах демократически настроенной московской интеллигенции еще в 1880-х годах153. Однако помешала война. Поиски наилучшего образного решения возобновились в 1950-х годах, и лишь в 1965-м на площади, носящей имя Лермонтова, состоялось торжественное открытие памятника работы скульптора И. Д. Бродского и архитекторов Н. Н. Миловидова, Г. Е. Саевича, В. М. Моргулиса154.
Этот памятник безошибочно можно назвать самым романтическим по настроению из московских монументов. Скульптор удивительно точно сумел выразить в пластическом образе суть личности и характер творчества одного из величайших русских поэтов. Очень лаконичная по форме и динамике, вылепленная большими гладкими плоскостями, сходящимися и расходящимися под острым углом, жесткая по контурам, скульптура словно насыщена внутренней энергией. Стройная фигура напряжена; беспокойно ведут себя линии и плоскости: ветер развевает воротник и полы шинели, поза переменчива, неустойчива.
Очень выразителен портрет - задумчивое юношеское лицо с устремленным в себя, пронизанным глубоким драматизмом печальным взглядом. Приходит на ум незабываемый лермонтовский автопортрет 1837 года, о котором И. Л. Андроников написал: "...автопортрет изображает человека с неправильными чертами, но человека гениального: достаточно поглядеть на его огромные, печально взволнованные глаза"155.
Установка этого памятника на площади, при входе в небольшой сквер, представляет собой удачный пример создания микроансамбля на месте пересечения нескольких транспортных магистралей. Однако, в отличие от памятника Дзержинскому, ансамбль этот имеет здесь не столько градостроительное, сколько художественно - эстетическое значение. Созданный в масштабах, соразмерных человеку, он образует как бы участок особой, художественной, интеллектуальной среды в шумной и суетной городской обстановке.
Важным элементом замысла становится стремление обогатить пластическую идею за счет художественного обыгрывания среды. В композицию включаются скамья, решетка, заполненная рельефами, в которых пластически материализуются образы самых романтических произведений Лермонтова - "Мцыри", "Демон", "Парус". Эффект рельефа построен на игре контрастов: бронзы и камня, гладкой поверхности цилиндрического постамента и сквозной решетки, монолитных и ажурных форм.
Известный прием использования решетки - характерного элемента декорации московских бульваров и скверов - дал возможность более органично включить мемориальный объект в уже сложившуюся зеленую зону сквера-"пятачка".
Надо заметить, что памятник Лермонтову, несмотря на то, что скульптор работал в характерной стилистике 1960-х годов (то есть, оперируя образными и художественно-пластическими приемами "сурового стиля"), удивительно родствен по духу своему герою и его эпохе, что для монументального искусства явление относительно редкое.
В год 20-летия Победы возник целый ряд военных мемориалов "локального" значения.
Среди них - мемориал Вечной славы на территории завода "Красный пролетарий". Он представляет собой 7-метровый прямоугольный пилон из белого мрамора, на котором высечены 497 фамилий павших. Рядом с пилоном на низком постаменте черного гранита - символическая бронзовая фигура рабочего, застывшего в строгой и скорбной позе, с опущенной головой и высоко поднятыми руками, в которых дубовая ветвь- символ силы и добродетели (скульптор А. М. Ненашева, архитектор Н. В. Донских).
Памятник воинам - тимирязевцам в парке Московской сельскохозяйственной академии им, К. А. Тимирязева - это мемориал, состоящий из трех основных композиционных фрагментов: камня-посвящения, на котором выбиты слова благодарности и вечной памяти; 8-метрового пилона со 102 фамилиями студентов, преподавателей и сотрудников академии, погибших в годы Великой Отечественной войны; белокаменной стенки-панели с многофигурным четырехчастным борельефом.
Рельефы, посвященные ключевым эпизодам военной жизни: уходу на фронт, битве с врагом, труду в тылу и торжеству Победы, выполнены в жесткой, обобщенно-геометрической манере. Несмотря на значительную высоту рельефа, основным выразительным средством здесь является все же линия, резко дробящая плоскости. Каждый эпизод как бы врезан в отдельную нишу стенки, очерчивающую фигуры по контуру и строго лимитирующую пространство композиции. В целом произведение представляет собой плоскость, насыщенную изобразительными элементами.
Авторы мемориала - скульпторы А. М. Белашов, В. И. Жуковский, Л. Н. Матюшин, В. И. Чириков и архитектор В. И. Лоренцсон сумели найти и удержать тонкую грань между символикой и повествовательностью, создав образ, лаконичный по форме и афористичный по содержанию.
Надо заметить, что аналогичные композиции в применении к мемориалам
воинской славы получили впоследствии широкое распространение.