Грандиозный монумент установлен при входе в небольшой сквер; перед ним открывается также небольшая по размерам площадка, выложенная бетонными плитами. Это масштабное несоответствие между памятником и окружением, а также архитектоника самой композиции, имеющей громоздкий верх и маленький по площади, относительно невысокий постамент, делает памятник зрительно излишне тяжеловесным. Авторами монумента являются скульпторы Ф. Д. Фивейский и H. Г. Скрынникова, архитекторы П. П. Зиновьев и И. М. Студедакин, инженер Б. М. Дубовой. Открытие его состоялось 6 мая 1980 года.
7 мая 1980 года был открыт памятник замечательному сыну России, герою Великой Отечественной, человеку, ставшему для послевоенного поколения примером мужества и образцом несгибаемого патриотизма, - легендарному генералу Д. М. Карбышеву на бульваре, носящем его имя (скульптор В. Е. Цигаль, архитектор А. М. Половников)199.
"Дмитрию Михайловичу Карбышеву, Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту инженерных войск, доктору военных наук", - высечено на памятном знаке, отлитом целиком из бронзы в виде устремленных ввысь 8-метровых форм, символизирующих ледяные глыбы, на которых укреплен куб с портретом героя, выполненным в очень обобщенной манере, и текстовой частью. Контраст правильных и криволинейных геометрических форм, гладкой поверхности куба и стилизованной "шершавости" наклонной основы придает дополнительную динамику образу
памятника, исполненному суровой сдержанности и внутренней энергии и силы200.
4 июля 1980 года был торжественно открыт один из самых оригинальных по художественному решению памятников Москвы - памятник первому космонавту Вселенной Ю. А. Гагарину на площади, носящей его имя201. Авторы - скульптор П. И. Бондаренко, архитекторы Я. Б. Белопольский, Ф. М. Гажевский и конструктор А. Ф. Судаков - задумали впервые в истории создать архитектурно-скульптурную композицию из "космического" материала - титана. По своей форме она даже напоминает ракету, устремленную ввысь, с вырывающимися из сопла столбами пламени.
Стройная, слегка сужающаяся кверху 33-метровая рифленая колонна завершается обобщенно трактованной фигурой космонавта в скафандре с жестко согнутыми и чуть приподнятыми руками, напоминающими крылья. Несмотря на абсолютную новизну символики, образной концепции, материала, перед нами - модернизированный вариант классической типологии монумента "статуя на колонне".
Однако этим исторические ассоциации, связанные с памятником, исчерпываются. Четкий геометризм и жесткая конструктивность формы, нарочитая обнаженность каркасной конструкции фигуры, "машинный" блеск белого металла, наконец, включение в композицию стоящей на круглом подиуме точной копии космического корабля, в котором Юрий Гагарин совершил свой полет202, - все это выдает несомненную принадлежность монумента эпохе технического прогресса и делает его памятником не конкретному подвигу конкретного человека, но достижениям этого глобального прогресса в целом. Ни образа человека, ни человеческой фигуры в чисто художественном смысле в композиции нет; статуя напоминает некую механическую форму: издалека - летящую ракету, вблизи - робота.
Безусловно, художественное решение такого рода вполне правомерно. Жаль только, что в образной концепции памятника не нашлось места личности самого героя - личности легендарной и при всем том чрезвычайно открытой, несшей в себе лучшие черты подлинно народного характера, поразившей весь мир добротой, чистосердечием, красивой простотой и широтой русской души.
Памятник Гагарину - один из самых крупных в столице. Возвышающаяся над окружающей застройкой фигура видна издалека; с каждой точки памятник виден в новом ракурсе - стремительный, четкий по силуэту, сверкающий на солнце. Площадь, на которой он установлен, невелика и расположена чуть в стороне от транспортной "развязки", поэтому основное градостроительное значение вертикальной композиции - служить высотным ориентиром.
Памятник выдающемуся русскому зодчему А. В. Щусеву - бронзовый бюст на прямоугольном высоком постаменте из черного гранита (скульптор И. М. Рукавишников, архитектор Б. И. Тхор) - был сооружен в 1980 году напротив здания Центрального Дома архитектора, на улице, носившей тогда его имя203.
Автор портрета, выполненного с большой степенью сходства, подметил и сумел передать мимолетное, но чрезвычайно характерное выражение лица, свойственное человеку в момент напряженного раздумья. Жест руки, нахмуренные брови, спадающее с плеч пальто - вся как бы вибрирующая динамика силуэта передает состояние сильного душевного волнения, присущее творчеству.
В этом памятнике мы встречаем довольно редкий композиционный вариант погрудного изображения с одной рукой.
Рядом с пьедесталом установлена бронзовая капитель - копия капители колонны станции метро "Комсомольская" - кольцевая, построенной по проекту Щусева. Капитель - символический атрибут архитектуры; на ней лаконичная надпись: "Алексею Викторовичу Щусеву - выдающемуся зодчему".
В маленьком, уютном дворике Театрального училища Малого театра, что на Пушечной улице, 2/6, стоит памятник великому русскому актеру, реформатору отечественного театра М. С. Щепкину. Это его имя носит прославленный театральный вуз. Открытие памятника состоялось 4 октября 1980 года204.
Композиция его традиционна и очень
лаконична - это стоящая фигура в длинной крылатке со шляпой в руке. Формы фигуры
чрезвычайно обобщены - плащ практически скрадывает их; зато необыкновенно жив
и выразителен портрет актера. На всем образе лежит странный отпечаток глубокой
внутренней драмы, хотя представлен М. С. Щепкин в зрелом возрасте, когда позади
осталась крепостная неволя, давно уже он стал широко известным актером, мастером,
основателем школы, вращался в московских интеллектуальных кругах, был обласкан
и светом. Скульптор А. В, Тарасенко сумел прочувствовать
и передать внутреннее духовное родство великого актера и его персонажей (например
и в особенности, - тургеневского "Нахлебника", написанного специально для него),
безмерные душевные страдания "маленького" человека, отвергаемого миром насилия,
жестокости и чистогана.