Напротив, чрезвычайно своеобразна по составу и, следовательно, по содержательному смыслу скульптурная группа, за исключением, пожалуй, женской фигуры с поднятыми руками в развевающемся плаще, расположенной у фасадной части цилиндра и значительно выделенной по высоте. В ней отчетливо заметен пластический штамп, давно выработанный авторами многочисленных патетических скульптурных композиций на революционную тему. Плотно примыкающие друг к другу фигуры расположены вокруг основания цилиндра. Каждая из них представляет собой отдельно решенный образ, при этом в целом образуется композиция, призванная символизировать единение в революции, образно говоря - под ленинским знаменем, различных слоев общества, поколений, наций.
На переднем, фасадном плане - солдат и матрос, рабочий и интеллигент, революционер и женщина-комиссар, олицетворяющие революционные силы. За ними, по бокам постамента,- представители отсталых в прошлом национальностей, для которых революция раскрыла новые пути развития: украинец, кавказец, киргиз и калмык в национальных одеждах. Наконец, с тыльной стороны - наиболее эмоционально выразительные и пластически насыщенные образы: женщина с ребенком и мальчишка-газетчик с большой сумкой и пачкой "Известий" в руках. В отличие от центральной фигуры, скульптуры нижней части памятника детально пластически проработаны и представляют многовариантный набор пластических поз, жестов. Их образная патетика в каждом случае индивидуально окрашена, хотя степень обобщения позволяет трактовать их как нарицательные символы.
Как бы трудно ни было в наше время оценивать идейное содержание и значение монумента на Калужской площади, нельзя не отметить, что в авторской концепции, при всей ее зависимости от традиций "официального" монумента тоталитарной эпохи, чувствуется элемент здоровой объективности. Несколько возвышая и тем самым, отстраняя центральную фигуру, авторы (скульпторы Л. Е. Кербель и В. А. Федоров, архитекторы Г.В. Макаревич и А. Б. Самсонов) сделали основными персонажами композиции фигуры нижнего ряда и образ революции, то есть народ и эпоху в целом, но не личность вождя.
В 1986 году в честь столетия видного деятеля немецкого и международного коммунистического движения, героя борьбы с фашизмом Эрнста Тельмана в Москве его именем была названа площадь (в районе метро "Аэропорт") и на ней был сооружен памятник (скульпторы Вл. А. Артамонов и В. А. Артамонов, архитектор В. А. Нестеров)221. Авторы избрали сугубо традиционный вариант композиции "официального" монумента - стоящая фигура с довольно обобщенными портретными ассоциациями и характерным жестом сжатой в кулак поднятой руки.
Жестко пластически трактованный, монолитный объем бронзовой фигуры кажется тяжеловесным по сравнению с гранитным невысоким постаментом. Он как бы довлеет над небольшой площадью, скрадывая ее пространство. И все же образ Тельмана, несколько упрощенно, "плакатно" поданный, несет в себе заряд искренности; он как бы сконцентрирован на одной эмоциональной ноте, превращаясь из памятника конкретному лицу в монумент твердости и непримиримости в борьбе за идею. Здесь мы видим пример "промежуточного" состояния образа, когда он уже не является лишь портретным, но степень художественного обобщения еще не позволяет назвать его символическим.
9 мая 1986 года в Парке Дружбы был торжественно открыт памятник, принесенный в дар нашему городу датским "Объединением инвалидов борьбы за свободу". Это дань благодарной памяти датского народа Советскому Союзу, вынесшему на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашизмом во Второй мировой войне. Невысокая, миниатюрная по размерам трапециевидная бронзовая стела несет живописные по композиции рельефы: на фасадной плоскости - девушка, сажающая цветы, и ниже пять обелисков, увенчанных пятиконечными звездами (по числу лет войны); на тыльной - колосящееся хлебное поле и вьющийся над ним голубь. Типологически памятник очень напоминает надгробие, что, впрочем, характерно для военных мемориалов, особенно небольшого масштаба.
Авторы памятника - датский скульптор Э. Фредериксен и московский архитектор А. Ф. Маркин, при участии художника-архитектора С. И. Смирнова.
В 1980-е годы несколько площадей и улиц в юго-западной части Москвы, в районе университета, получили имена видных политических деятелей Индии - Джавахарлала Неру, Махатмы (Мохандаса Карамчанда) и Индиры Ганди. В 1987 году скульптор О. К. Комов и архитекторы В. А. Нестеров и Н. И. Комова создали памятник Индире Ганди, который был установлен на площади, носящей ее имя222.
Скульптору удалось создать строгий, в определенном смысле "официальный" и в то же время удивительно проникновенный, лирический образ национальной героини индийского народа. Памятник носит камерный характер, хотя и расположен довольно эффектно с пространственной точки зрения - на естественном возвышении у кинотеатра "Литва". Композиция его лаконична: хрупкая фигурка в сари, изящная и грациозная по пластике, на скромном кубическом гранитном постаменте.
Миниатюрность фигуры (не столько физическая, сколько изобразительная), ее декоративное изящество роднят комовскую скульптуру по духу с мелкой пластикой и национальным прикладным искусством Индии.
Автор сумел передать общие психологические
черты характера женщины Востока, борющегося с колониальной зависимостью, - кротость
и доброту, удивительную скромность и чистоту я одновременно - гордость и непокорность,
красоту души, стремящейся к внутреннему раскрепощению, свободе и свету. При
этом он достиг глубокой индивидуализации образа, и не только за счет портретности
(портретное сходство здесь не может считаться безупречным), но, прежде всего,
благодаря найденному им особому психологическому оттенку выразительности: скрытому
драматизму, трагическому предчувствию, заключенному в жизнеутверждающем облике
героини223.