В данном случае, "Соловецкий камень" олицетворяет не только суровые места заточения узников ГУЛАГа. Это аллегория чудовищного насилия, безмерной тяжестью лежавшего на плечах народа, и одновременно - страшного груза, отягощающего совесть тех, кто творил это насилие.
Не случайно памятник установлен в непосредственной близости от печально известного мрачного здания на Лубянке.
И, наконец, в глобальном смысле - это символ преодоления, вечной жизни и глубокой мудрости природы: валун, возраст которого можно исчислить тысячелетиями, будучи включен в мемориальную композицию, получает новую образную окраску; в этом контексте вечная жизнь отождествляется с вечной памятью.
Камень установлен на прямоугольном плоском гранитном плинте на высоте, делающей реликвию доступной для прикосновения для приобщения. Памятник невелик по размерам и прекрасно пропорционально вписывается в небольшой скверик. В то же время он открыто просматривается с Лубянской площади, привлекая внимание своей необычной, неправильной, не читаемой издалека формой (авторы проекта установки - художник - архитектор С. И. Смирнов и архитектор-конструктор В. Е. Корси).
Как известно, одна из основных функций памятника - служить объектом поклонения. Однако многие из городских монументов, в особенности "отвлеченные" скульптурные композиции памяти павших, увековечивающие не конкретное лицо, но сразу многих людей, событие или идею, принявшие многие жертвы, - становятся объектами паломничества как символические надгробия. Так, у подножия "Соловецкого камня" всегда не только живые цветы, но и зажженные свечи; люди приходят сюда, в центр огромного города, на шумную площадь, чтобы поклониться памяти близких, чьи могилы затеряны в безвестности и вечности232.
В 1990 году Москва и столица Финляндии Хельсинки в рамках сложившейся международной традиции обменялись дарами - монументальными скульптурными композициями на тему борьбы за мир233.
В Хельсинки отправилась скульптурная композиция "Мир во всем мире", исполненная авторским коллективом в составе скульптора О. С. Кирюхина, архитектора В. А. Нестерова, художника С. И. Смирнова и конструктора В. Е. Корси. Она изображает сплоченную группу фигур, символизирующих представителей разных народов мира, поддерживающих "земной шар" и в едином порыве поднявших сжатые в кулак руки, как бы отдавая свои голоса в защиту мира234.
В московском Парке Дружбы установлена трехфигурная скульптурная группа "Дети мира" работы известного финского скульптора Антти Неувонена (авторы проекта установки - московские архитекторы И. Н. Воскресенский и Ю. В. Калмыков): обобщенные по форме, силуэтно трактованные фигуры - две стоящие женские (одна из них с ребенком на руках) и сидящая мужская.
Обобщение формы призвано подчеркнуть незначительность расовой и национальной принадлежности людей в их стремлении к тихой и радостной жизни на лоне вечной природы.
Объемы фигур, бронзовая поверхность которых имитирует шероховатость камня, издалека воспринимаются похожими на причудливые, обтесанные морскими волнами скалы северной Суоми. Создается удивительно романтичный, вневременный образ единения человека с природой, который хорошо вписывается в пейзаж парка, "выключенный" из шумной, многолюдной урбанизированной среды.
Совсем иное по концепции произведение на ту же тему - "Солнце мира" - работа итальянского скульптора, одного из наиболее ярких представителей современного пластического авангарда и неформального искусства Арнальдо Помодоро, подаренная им Москве и установленная в 1991 году у Дворца молодежи на Комсомольском проспекте. Основа композиции - диск, символизирующий солнце, установленный на низком постаменте и связанный с ним в точке соприкосновения шарнирным устройством, позволяющим диску вращаться под воздействием ветра или механического толчка. Пластическая выразительность достигается причудливым сочетанием ясных геометрических линий с глубокими и бесформенными разрывами материи, за поверхностью которой открываются каркас и технические приспособления, приводящие скульптуру в движение.
Довольно монументальное по объемам произведение выполнено из металлических сплавов и структурно состоит из деталей, по форме восходящих к традиционным металлическим изделиям - листу, решетке, пруту, шарниру. В основе общей концепции творчества А. Помодоро лежат философские раздумья о драматических судьбах человеческой цивилизации. Часто критики усматривают в его работах образы технократии, технического прогресса, трактуемого "со знаком минус", как губящего свою естественную основу - землю, экологическую среду, поглощающего культуру. Однако очевидно, что в них превалирует жизнеутверждающее начало - например, в этом солнечном диске, как бы заключающем в себе единство я борьбу технологии и природы как двух основ цивилизации. Перед нами источник света, обновления, очищения в борьбе с мировым злом, предостережения о грозящей экологической катастрофе, которая не наступит, если все люди Земли, объединившись под одним солнцем, будут вместе строить свой общий дом.
Для такого восприятия очень важен момент физического контакта зрителя с произведением, который в данном случае не только возможен, но и необходим: каждый желающий может заставить диск вращаться вокруг своей оси, реализуя авторский замысел композиции, с одной стороны, и делая памятник постоянно изменяющимся пространственным объектом - с другой235.
24 мая 1991 года, в связи со столетием со дня рождения С. С. Прокофьева, в Москве, в Токмаковом переулке, у здания детской музыкальной школы №1, носящей имя выдающегося русского композитора, был открыт скромный по масштабам, но очень значительный по выразительности памятник236.
Скульптор В. X. Думанян представил композитора сидящим на низком стуле, без постамента как такового (архитектор А. В. Степанов), на небольшой площадке-цветнике посреди школьного двора. Такой неожиданно близкий зрителю, лишенный каких бы то ни было котурн, образ вполне соответствует психологической среде детского учреждения и его камерной, уютной архитектуре.
А. А. Блок в свое время использовал метафору, удивительно точно определившую роль постамента в композиции городского памятника, - он назвал его архитектурной рамой, выключающей монумент из бытового пространства города.
Отсутствие дистанции между монументальным произведением и зрителем, существующей обычно в форме постамента, предполагает повышенные требования к проработке скульптурной части.
Автор памятника блестяще справился со своей задачей через портрет, эмоционально насыщенный, обладающий высокой степенью сходства и передающий характерное состояние творческих раздумий; через жест; через пластику фигуры, несколько угловатой, как бы пронизанной постоянным порывистым внутренним движением и в то же время "зажатой" в не слишком удобной для очень высокого человека позе сидения на низком стуле; наконец, через совершенно особый, сразу привлекающий внимание поэтический настрой образа. Он сумел выразить суть характера и творчества композитора-романтика, дирижера, педагога и музыканта-новатора.
Живой, несколько даже натуралистичный портрет противоречит классическим основам монументальности. Памятник получился совершенно станковым, что, впрочем, нисколько не умаляет его пластических достоинств. Немаловажную роль среди них играет мягкая, "дышащая", пластичная фактура бронзы, ее "импрессионистичность", снимающая отталкивающую холодность металла.
В год 850-летия азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви братская республика подарила Москве монументальную скульптурную композицию, посвященную его памяти. Памятник установили в центре Москвы, в тихом Елисеевском переулке, в сквере около здания Азербайджанского представительства.
Созданный на основе концепции "исторического сходства", портрет
представляет нам сказочный образ средневекового восточного мудреца в характерных
одеждах и в башмаках с загнутыми кверху носами, с книгой - символом мудрости
и знаний - на коленях.