В том же году во дворе спецшколы-интерната № 5 (2-й Сельскохозяйственный проезд) на средства, заработанные его учащимися в школьных мастерских, был сооружен памятник человеку, чья жизнь, независимо от сегодняшних политических оценок, продолжает служить примером личного мужества и несгибаемой стойкости, - легендарному автору романа "Как закалялась сталь" писателю Николаю Островскому160.
Скульптор А. В. Рыбкин и архитектор Н. В. Донских использовали пластический прием, довольно распространенный в I960-1970-х годах: строгий прямоугольный в плане пилон постамента плавно переходит в известняковый блок, из рыхлой, необработанной поверхности которого как бы проступает портретное изображение - голова писателя в характерной буденовке, трактованная с известной долей портретного сходства, но в целом обобщенно-идеализированно.
Основной пластический эффект, построенный на контрасте грубой каменной глыбы и тщательно проработанного скульптурного портрета, достоверно передает суть изображаемого характера и судьбы героя. В напряженно сжатых губах, трагической складке бровей, застывшем, "ослепшем" выражении глаз словно скрыта внутренняя глубокая драма преодоления, борьбы, поиска человеком своего места в жизни, независимо от трагизма объективных обстоятельств.
7 мая 1967 года, накануне праздника Победы, перед домом № 38 по Метростроевской улице (ныне Остоженка), где в сорок первом формировалась 5-я дивизия народного ополчения и откуда уходили на фронт рабочие и студенты - ополченцы Фрунзенского района, состоялось торжественное открытие памятника, созданного по проекту скульптора Л. Е. Кербеля и архитекторов В. Н. Датюка и С. С. Феоктистова.
В сером гранитном блоке, часть которого оставлена необработанной, высечены голова воина в каске и кисть руки, сжавшая автомат. Внизу цифры: "1941-1945", а на гранитной стеле, установленной рядом, вырублены строки стихов поэта-фронтовика, ветерана народного ополчения Марка Максимова, написанные специально для монумента:
Я с вами
равный среди равных,
Я камнем стал,
но я живу!
И вы,
принявшие Москву
В наследство
от сограждан ратных,
Вы,
подарившие века мне,
Вы - все,
кто будет после нас,
Не забывайте ни на час,
Что я
смотрю на вас
из камня.
Скульптурная часть - конструктивно крепкая, жесткая по пластике, выразительная по фактуре, сливается в одно целое с архитектурным объемом. Лаконичный по форме и емкий по содержанию, образ, созданный Кербелем, придает камерному по предназначению памятнику величие монумента.
Совсем иной, абсолютно станковый характер носит памятник воинам-железнодорожникам Московского локомотивного депо им. Ильича, установленный в 1967 году на Нижней улице, недалеко от Белорусского вокзала, в небольшом скверике, разместившемся среди стальных путей, семафоров и электрических линий. Автором проекта был выдающийся русский скульптор С. Т. Коненков.
Имена 44 не вернувшихся с войны железнодорожников депо высечены на беломраморном обелиске. Рядом с ним - скорбная фигура женщины - олицетворение Матери-Родины, с маленьким мальчиком, прижавшимся к ее ногам. Композиция перегружена символами, начиная с этого главного и заканчивая звездой, железнодорожной эмблемой, каской, пальмовой ветвью, серпом и молотом, дубовым венком. Это отчасти рассеивает внимание зрителя, отвлекая от самой скульптурной формы - чрезвычайно пластически и пространственно выразительной: застылая поза женской фигуры как бы повторяет остроконечную вертикаль обелиска; в целом композиция, состоящая из трех разновеликих объемов, геометрически четко вписана в пространственный треугольник; в то же время человеческие фигуры проработаны мягко, очерчены плавными линиями, гибкими плоскостями.
По образности эта композиция, задуманная с высокой степенью символического обобщения, все же несет в себе, за счет обилия мелких деталей, большую долю выразительной конкретности и не претендует на монументальность.
В 1966 году, в ознаменование 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, исполком Моссовета принял решение о сооружении мемориала "Могила Неизвестного солдата" в Александровском саду. Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 8 мая 1967 года.
Величественно строгая архитектурно-скульптурная композиция, созданная по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского, выполнена из ценнейших каменных пород, использовавшихся при сооружении Мавзолея В. И. Ленина: красного карельского порфира, черного украинского габбронорита, серого камня из Жежелевского месторождения и малинового кварцита из Шокшинского карьера, что у Онежского озера.
Объемно-пространственное решение было продиктовано давно сложившейся композицией сада, а художественный замысел был направлен, с одной стороны, на создание образа глобального эпического обобщения, с другой - на гармоничное сочетание современных архитектурных и пластических форм с историческим ансамблем, частью которого они должны были стать.
По территории Александровского сада, вдоль кремлевской стены, от Арсенальной башни в сторону грота, протянулась площадка с тремя ступенями из серого шлифованного гранита. Центр мемориальной зоны - надгробная плита на подрезке,
состоящая из крупных блоков красного полированного гранита. Под ней покоится прах неизвестного солдата, погибшего суровой зимой 1941-го на 40-м километре Ленинградского шоссе. На плите - символическая скульптурная композиция из бронзы: на знамени, ниспадающем тяжелыми складками,- ветвь лавра и солдатская каска.
Перед надгробной плитой, в квадратном поле, выложенном плитами полированного Лабрадора, укреплена отлитая в бронзе пятиконечная звезда. В. центре ее горит Вечный огонь Славы, озаряющий своим пламенем лаконичную надпись бронзовыми буквами: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен".
Слева от Могилы Неизвестного солдата,
на гранитной стеле из карельского красного полированного кварцита, поверхность
которого как бы напоминает бархат знамени, и украинского черного лабрадорита,
похожего на траурную муаровую ленту, вырублена надпись: "1941 Павшим за Родину
1945", а справа вытянулась вдоль кремлевской стены гранитная аллея с 12 массивными
блоками, облицованными плитами полированного порфира с рельефными бронзовыми
названиями городов-героев; в каждом блоке замурована капсула со священной землей
Ленинграда, Киева, Волгограда, Севастополя, Одессы, Брестской крепости,
Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы, Смоленска и Мурманска161.