Личность Ивана Федорова всегда интересовала русских историков и культурологов. С началом книгопечатания справедливо связывают начало научного мировоззрения и современной гуманитарной культуры. Принято считать, что первой русской печатной книгой были "Деяния апостольские" ("Апостол"), отпечатанные в марте 1564 года в Москве в государственной типографии, учрежденной Иваном Грозным. Издателями, оформителями и типографами этой книги были дьякон Николо-Гостунской церкви в Кремле Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец57.
До нас не дошло ни портрета, ни даже описания внешности первопечатника. Это обстоятельство, а также значение его личности предопределили скорее символическое, нежели портретное решение памятника. Первопечатник изображен во время работы, в скромной и исторически достоверной одежде посадского человека; в одной руке у него полученный оттиск, другой он поддерживает печатную доску, на которую лежащим здесь же на скамье валиком только что наносил типографскую краску. Внимание акцентируется прежде всего на профессиональной деятельности. Однако жанровая повествовательность, в определенной степени присущая композиции, не разрушает символику, но идеально дополняет ее конкретными деталями.
Сам же образ обобщается и типизируется - в сущности, здесь представлен талантливый человек из народа, с характерно славянской внешностью, благородным, умным и одухотворенным выражением лица, статной осанкой. Композиция, атрибутика, общее настроение памятника подчеркивают в образе какую-то особую интеллигентность; это ученый, мастер своего дела, профессионал, творец58.
Фигура хорошо пластически проработана, пропорционально выверена; найден удачный пространственный разворот, при котором с любой точки зрения четко прочитывается композиция.
Волнухин, отказавшись от полировки, фактурно обработал поверхность бронзовых частей памятника, добившись таким образом эффектной светотеневой игры.
По контрасту с фигурой постамент (архитектор И. П. Машков) сложен из полированных блоков гранита. По нему стилизованным "древнерусским" шрифтом высечено имя и духовное звание Ивана Федорова, его издательский знак, а на тыльной стороне - его слова: "Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070 первое [1563] Априля в 19 ради братий моих и ближних моих" - своеобразное духовное завещание мастера.
Памятник не случайно установлен возле Третьяковского проезда, на фоне китайгородской стены: недалеко отсюда, на Никольской улице, находился Печатный двор59. Это великолепный пример "привязки" монумента к историческому месту, объединенному легендой с идеей памятника, то есть создания своего рода мемориальной зоны.
Большое влияние на городскую монументальную скульптуру продолжали оказывать традиция некрополя и типология надгробного памятника. Памятник популярному врачу и гуманисту первой половины XIX века, "доктору неимущих", "святому доктору", как его называли в народе, - главному врачу московских тюремных больниц Федору Петровичу Гаазу, сооруженный на средства, собранные общественностью Москвы, представляет собой бронзовый бюст на постаменте из черного полированного гранита. Под именем и датами, в лавровом венке, на нем высечен девиз доктора, знаменитое крылатое изречение: "Спешите делать добро".
Бюст установлен в Малом Казенном переулке, перед зданием, в котором находилась Полицейская больница для бесприютных, прозванная "гаазовской". В ней Федор Петрович жил с 1840-х годов, в ней и умер, а похоронен был за казенный счет - у него не осталось никакого состояния...
Жизнь доктора Гааза описана Ф. М. Достоевским в романе "Идиот": "В Москве жил один старик, один "генерал", то есть действительный статский советник с немецким именем; он всю жизнь таскался по острогам и по преступникам; каждая новая пересыльная партия в Сибирь знала заранее, что на Воробьевых горах ее посетит "старичок генерал"... Он давал деньги, присылал необходимые вещи... Про преступление он редко расспрашивал, разве выслушивал, если преступник сам начинал говорить. Все преступники у него были на равной ноге, различия не было. Он говорил с ними, как с братьями, но они сами стали считать его под конец за отца..."60.
Автор бюста, отличающегося великолепным портретным сходством и прекрасно передающего ум, доброту, глубокую житейскую мудрость старого врача, - скульптор Н. А. Андреев. Памятник был открыт 14 октября 1909 года.
Предвоенные 1912-1913 годы прошли под знаком двух великих исторических дат- 100-летней годовщины Бородина и 300-летия царствующего дома Романовых.
30 мая 1912 года был торжественно освящен грандиозный памятник императору Александру III на набережной храма Христа Спасителя. Место для установки монумента было выбрано не случайно - ансамбль храма в сознании россиян был одним из художественных символов величия Родины, а стало быть, и династии. Исполинская величина, громоздкость и помпезность композиции во многом были продиктованы масштабами и образом храма.
Композиция памятника по замыслу абсолютно банальная: фигура императора, сидящего на троне в полном парадном царском облачении, со скипетром и державой, покоится на высоком многоступенчатом, красного гранита пьедестале, по углам которого стоят великолепно выполненные, чрезвычайно выразительные фигуры орлов с распростертыми крыльями.
Статуя была безукоризненно проработана пластически, точно пропорционально
соразмерена с пьедесталом и с пространственным окружением - ведь работали над
памятником такие выдающиеся мастера, как А. М. Опекушин и архитектор А. Н. Померанцев
(автор фигур орлов - скульптор А. Л. Обер). И вместе с тем композиция в своем
глубоком традиционализме оказалась скучна для восприятия, а в стремлении к символизации
образа авторы не сумели избежать штампа.