Памятный знак Шмиту и территориально, и тематически органично входит в пресненский мемориальный комплекс, посвященный первой русской революции и состоящий из разновременных, разностильных и разнообразных по смысловой выразительности памятников.
20 сентября 1971 года состоялось торжественное открытие памятника И. В. Курчатову - крупнейшему русскому физику, организатору и руководителю Московского института атомной энергии, который ныне носит его имя. Памятник установлен на площади Академика Курчатова, перед фасадом института169.
Авторы - скульптор И. М. Рукавишников, архитекторы М. И. Богданов и М. Н. Круглов - создали произведение, безусловно, уникальное по композиционному решению и оригинальное по образности, но столь же и спорное с эстетической точки зрения. Бронзовый 5-метровый памятник представляет собой трактованный в обобщенной манере скульптурный портрет-голову, установленный на низком цельноблочном постаменте из черного полированного гранита с лаконичной надписью: "Курчатов". Массивный кубообразный объем жестко очерчен крупными плоскостями, отрывистыми линиями. Он довлеет своей огромной массой над постаментом и над окружающим пространством небольшой площади с легкими стеклобетонными корпусами института. Голова словно сложена из отдельных крупных геометрических блоков, как бы обозначающих черты лица. Портретное сходство выражено лишь в самой общей форме; впрочем, какой бы то ни было, натурализм при столь грандиозном масштабе был бы антихудожествен.
В целом образная концепция монумента ясна и вполне отвечает масштабу свершений и значению личности академика Курчатова. Она воплощает величие человеческого разума, способного и достойного повелевать окружающим миром. Но вместе с тем место расположения памятника, камерный масштаб архитектурно-пространственного окружения явно не соответствуют его монументальности. Этот диссонанс столь разителен, что значительно снижает художественный эффект памятника, производящего, при первом взгляде на него, пугающее и нелепое впечатление. (Здесь уместно вспомнить историю с головой Дантона работы Н. А. Андреева.)
В 1971 году отмечали не только очередную годовщину Победы, но и 30-летие одной из самых трагических дат в истории нашей страны - начала Великой Отечественной войны. Созданные в этот год военные мемориалы были наполнены в этой связи особым драматическим содержанием.
В Столовом переулке у Никитских ворот во дворе школы № 110 им. Ф. Нансена - бронзовый памятник героям-выпускникам. Пять юношеских фигур в больших, не по росту шинелях и огромных сапогах, с винтовками за неокрепшими плечами. Застывшие в скованной позе "смирно", тонкие и хрупкие, с крошечными головами, они напоминают горящие свечи.
Фигуры портретны. Это памятник Юрию Дивильковскому, Игорю Купцову, Игорю Богушевскому, Григорию Родину и Га-бору Раабу. "Они, конечно, не стояли в одном строю, - говорил автор памятника, выпускник 110-й школы, участник войны Д. Ю. Митлянский,- это я их собрал в один строй. ...Я сделал эту скульптуру не как памятник, а как память, как реквием о них"170. Их жизни оборвались под Курском и Ржевом, в Польше и в Германии, но вот они вновь собрались у стен родной школы, чтобы призвать оставшихся в живых и потомков - "Будьте памяти павших достойны". Эти слова высечены в основании памятника (архитекторы - бывшие ученики 110-й школы Е. А. Розенблюм и П. И. Скокан).
Работа Д. Ю. Митлянского носит камерный характер. Строго говоря
- это станковое произведение, экспонировавшееся на Всесоюзной художественной
выставке "50 лет ВЛКСМ" в 1968 году, тогда же замеченное критикой и после выставки
подаренное скульптором родной школе.