221 Э. Тельман, будучи членом президиума и заместителем председателя исполкома Коминтерна, неоднократно бывал в Москве. В 1921 году он встречался здесь с В. И. Лениным; в 1924-м - стоял у гроба Ленина в почетном карауле. Был почетным депутатом Моссовета, почетным членом Московского профсоюза металлистов. На площади Э. Тельмана есть памятная доска (1985, архитектор Ю. Е. Гальперин).
222 Еще раньше, в 1985 году, на площади была установлена памятная стела с пояснительной надписью (художник - архитектор С. И. Смирнов).
223 Индира Ганди была застрелена сикхскими террористами в 1984 году.
224 Памятная доска на площади Джавахарлала Неру установлена в 1982 году (архитекторы М. Е. Константинов, В. А. Артемов). В 1996 году сооружен памятник Дж. Неру (сидящая фигура) на площади его имени (скульптор Д. Б. Рябичев, архитектор Э. Руса, дизайнер М. Киреева).
Еще один "индийский" памятник установлен в 1990 году в Парке Дружбы. Это стоящая бронзовая скульптурная фигура великого индийского писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора, автора "Писем о России". Она подарена нашему городу индийской стороной, автором ее является Гаутам Пал; архитектор Ю. Н. Коновалов, конструктор В. Е. Корси.
225 См.: Русские писатели в Москве. М., 1977. С. 558.
226 Н. Г. Чернышевский бывал в Москве в 1846, 1847, 1850, 1853, 1857, 1861 годах. Именем Чернышевского названы в Москве переулок, две библиотеки. Его имя носила улица (ныне - вновь переименована - Покровка).
227 Помимо названных выше в Москве на проспекте Мира, недалеко от ВВЦ (ВДНХ), была установлена монументальная скульптурная композиция "Требуем мира" (1950, совместно с Н. Г. Зеленской, 3. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым), ныне- в Парке скульптуры. В комплексе Лужников на берегу Москвы-реки установлены монументальные декоративные скульптуры "Земля" (женская фигура с корзиной плодов) и "Море" (мужская, сидящая на крабе и держащая рыбу) - увеличенные после смерти В. И. Мухиной ее ученицами 3. Г. Ивановой и Н. Г. Зеленской. Двухфигурные декоративные скульптурные группы "Плодородие" (две женские фигуры, в сложном спиральном движении держащие над головами корзину плодов) и "Хлеб" (две женские фигуры со снопом над головами) установлены ныне в Парке Дружбы. В. И. Мухина училась и с 1909 года жила в Москве (на доме № 5 в Пречистенском переулке установлена мемориальная доска из мрамора с барельефным портретом, изображающим ее за работой над моделью известной скульптурной группы "Рабочий и колхозница"; 1956, скульпторы 3. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская). Похоронена В. И. Мухина на Новодевичьем кладбище.
228 Площадь наименована в 1985 году (автор пояснительной доски - архитектор В. В. Степанов). 29 июня 1985 года произошла закладка памятника.
229 В Москве есть еще один "вьетнамский" памятник - памятная стела на площади Ле Зуана (архитектор Ф. М. Гажевский), установленная также в начале 1990-х годов.
230 Эта акция рассматривалась как символическая закладка большого мемориального комплекса, который предполагается соорудить в Москве в память о жертвах сталинских репрессий 1930-1950-х годов.
Другой памятный знак "Жертвам репрессий" установлен на Ваганьковском кладбище у центрального входа. Открыт 3 июня 1994 года. Авторский коллектив под руководством А. В. Степанова.
231 В Москве есть еще один монумент подобного типа. Этот камень - монолит весом около 30 тонн - доставлен на московскую землю с берегов Баренцева моря, где в минувшую войну шли ожесточенные бои. Установлен он во дворе школы № 203 (Дмитровское шоссе, 30), носящей имя героев-североморцев. Автор проекта установки - скульптор Л. Е. Кербель (1972).
232 Широко известны примеры использования естественных валунов в качестве надгробий с тем же образно-символическим значением (памятник М. А. Булгакову на Новодевичьем кладбище).
233 1 августа 1990 года отмечалось 15-летие подписания в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставшего важным фактором обеспечения мира в Европе и положившего конец "холодной войне".
234 Это копия скульптурной композиции "Миру - мир" (кованая медь), установленной в 1985 году на улице Миклухо-Маклая, 6, возле здания медицинского факультета Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Скульптор О. С. Кирюхин, архитекторы Л. В. Данилин и Ю. Я. Равкин, конструктор А. Ф. Судаков.
Небольшая по физическим размерам, композиция высоко поднята на столпообразном постаменте, облицованном мраморной плиткой. Такая удаленность от зрителя, наряду с композиционной компактностью и пластической динамикой, делают группу плохо читаемой как с расстояния, так и в непосредственной близости. Наиболее значительная по смыслу фигура женщины с младенцем на руках на первом плане сливается с общей пластической массой, упрощая тем самым символическое содержание монумента.
235 Тема борьбы за мир воплощена также в скульптурной композиции "Мир" работы греческого мастера Ставроса Георгопоулоса (архитекторы Ю. Е. Гальперин, А. С. Колобов), установленной на проспекте Мира у гостиницы "Космос". Она представляет собой хрупкую бронзовую женскую фигурку, поразительно напоминающую по стилю античных кор, с белым голубем в левой руке (постамент мраморный). Это открытый, ясно читаемый образ вечной идеи мира, ее непреходящей, вневременной ценности. Установлена в 1988 году.
К этой теме многократно обращались московские монументалисты, начиная с В. И. Мухиной ("Требуем мира" - см. примечание № 227). Характерный пример рубежа 1950-1960-х годов - трехфигурная скульптурная группа, установленная на Большой Пироговской улице, 53/55, и изображающая в бронзе представителей трех разных рас (женщину и двух мужчин), в едином порыве поднявших на руках земной шар, перепоясанный лентой с надписью: "Миру - мир" на разных языках. Их решительные жесты, стремительный шаг, развевающиеся одежды придают композиции очень динамичный характер и особую пластическую выразительность. Найденный авторами группы символический мотив - земной шар, опирающийся на руки людей, оказался настолько удачен, что впоследствии постоянно тиражировался и, в частности, был взят за основу О. С. Кирюхиным в уже рассмотренной нами монументальной композиции "Миру - мир".
236 С. С. Прокофьев с 1932 года жил в Москве, был профессором Московской консерватории. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
На домах, где он жил в 1936-1941 и в 1947-1953 годах (соответственно улица Земляной вал, 14-16, и Камергерский переулок, 6), установлены мемориальные доски; обе они из красного гранита с бронзовым барельефом в медальоне; скульптор М. Л. Петрова, 1958. В школе в 1968 году открыт музей С. С. Прокофьева.
237 Еще в 1989 году в Парке Дружбы был заложен мемориал советским солдатам, погибшим в Афганистане. Был проведен всесоюзный конкурс, однако проект так и не был выбран.
В разных районах города сооружено несколько мемориалов "афганцам" локального значения.
Так, на 8-й Радиальной улице, в Царицыне, во дворике здания, где разместилась Ассоциация ветеранов Афганистана, в сентябре 1995 года был открыт памятник работы скульптора Л. С. Бабушкина, представляющий собой композицию символического значения, несущую в то же время глубоко реалистический образ. Это монументальная фигура солдата в десантной форме, сидящего на покатом возвышении - постаменте с автоматом на коленях и пустой, опущенной горлышком вниз, флягой в руке. Очень обобщенно трактованная фигура, так же, как и постамент, выполнена из листов кованой меди, сваренных между собой фактурными швами. Эти последние, создающие на поверхности скульптуры "рваный" рисунок ломаных линий, придают ей дополнительный художественно-драматический эффект, корреспондирующийся с общим эмоциональным строем образа: его трагической усталостью, болью и мужеством. Обобщенность трактовки и физическая тяжеловесность фигуры, оказывающейся (из-за формы постамента) максимально приближенной к зрителю, несколько затрудняют восприятие художественного образа памятника. Вместе с тем пространственная доступность монумента в данном случае чрезвычайно важна, так как делает его родом символического надгробия, объектом поклонения.