Главную аллею усадьбы Шереметевых Кусково украшают два монумента - мраморный обелиск перед дворцом (1786) и колонна со статуей Минервы перед Оранжереей (1779), возведенная в честь приезда в Кусково Екатерины II. Небольшие по размерам, эти памятники монументальны по форме и образности.
В 1805 году на территории бывших владений адмирала Ф. А. Головина, в Лефортовском парке, была сооружена полукруглая беседка с восемью дорическими колоннами и со стелой в центре, на которой была выбита памятная надпись, указывающая на то, что в создании парка принимал участие Петр 1 ("Труды моего Миниха сделали меня здоровым, я надеюсь некогда ехать вместе с ним водою из Петербурга в Москву и выдти на берег в Головинском саду").
В первой четверти XIX века усадьба генерал-губернатора Москвы А. А. Закревского была своего рода мемориалом Отечественной войны 1812 года - живописный парк был прорезан каналами, а на шести островках стояли памятники полководцам (Барклаю де Толли и другим); в глубине парка и сейчас высится так называемая тосканская колонна на кубическом основании, выложенном из белых квадров известкового камня, с рельефными изображениями мечей и лавровых венков17.
В 1844 году в усадьбе С. М. Голицына Влахернское (Кузьминки), недалеко от въезда в имение, на крестообразной площадке в перекрестье аллей установили пирамидальный обелиск на высоком пьедестале с двуглавым орлом государственного герба на вершине. Надпись на одной из граней пьедестала гласила: "На сем месте было жилище Императора Петра Великого". Обелиск, грани которого были покрыты узорочьем растительного орнамента, тумбы и соединяющие их цепи были отлиты из чугуна на Пермских заводах, принадлежавших Голицыну. При прежних владельцах Влахернского - Строгановых на этом месте стоял деревянный домик, в котором останавливался Петр, приезжая в это полюбившееся ему подмосковное местечко. Здесь в 1722 году он дожидался подхода возвращавшихся из Персии победоносных войск, чтобы во главе их триумфально въехать в древнюю столицу.
В имении Голицына было еще два монумента, которые, как и первый, к сожалению, не дошли до наших дней. В 1827 году был торжественно открыт памятник, увековечивший пребывание во Влахернском императрицы Марии Федоровны: женская фигура в царской мантии, чуть больше натуральной величины, с пальмовой ветвью - символом мира - в левой руке. Современники справедливо заметили, что это был скорее даже не памятник конкретному лицу, но символический образ умиротворения, царившего здесь. Бронзовая фигура работы И. П. Витали покоилась на мраморном пьедестале; карниз его, наряду с орнаментами, украшал герб Воспитательного дома, которому покровительствовала императрица. На пьедестале была надпись: "В память Высочайшего Ея Императорского Величества Государыни императрицы Марии Федоровны пребывания в селе Влахернском с 29 июня до 16 июля 1826 года". Памятник стоял на возвышении, между двумя прудами, на месте, которое особенно нравилось императрице, и был помещен в открытой шестнадцатиколонной чугунной ротонде с куполом и двуглавым орлом на вершине.
Наконец, в 1856 году, сразу после смерти императора Николая 1, князь С. М. Голицын распорядился соорудить на небольшом островке Верхнего пруда памятный знак в виде четырехгранного столпа из красного гранита, увенчанного короной (архитектор М. Д. Быковский, скульптор С. П. Кампиони). На лицевой стороне столпа был помещен бронзовый золоченый портрет императора, внизу надпись: "Императору Николаю 1 Самодержцу Всероссийскому", с тыльной стороны - "1856 года". Композиция памятника была чрезвычайно помпезной: по углам стояли четыре чугунные вазы для цветов, вокруг - чугунные тумбы с цепями. Подле памятника был разбит пышный цветник 18
Отечественная война 1812 года вновь поставила Москву в центр исторических событий. В сознании общества, переживавшего всеобщий патриотический подъем, Москва была символом самопожертвования ради Отечества, символом стойкости и героизма народа, его триумфа в победоносной войне и мемориалом победы.
После завершения войны развернулось
крупное строительство в почти полностью разрушенной пожаром первопрестольной.
Были проведены значительные реконструктивные работы, в корне изменившие патриархальный
облик старой столицы. Особое внимание уделялось ансамблевому принципу застройки,
вопросам стилистического единства. Первостепенной задачей было
восстановление Кремля - его стен и башен, взорванных французами при отступлении,
и реконструкция его окружения. Под руководством О. И. Бове были перестроены
Торговые ряды на Красной площади; создан архитектурный ансамбль Большого театра
с Театральной площадью; у стен Кремля с
западной стороны, вдоль русла реки Неглинной, был разбит сад с гротом; в непосредственной
близости от Кремля в 1817 году для смотра и парада войск в честь пятилетия победы
было построено здание экзерциргауза - Манеж.