Традиционная типология памятника-бюста остается широко используемой, в особенности в тех случаях, когда мемориальное сооружение носит камерный характер. В 1985 году на территории знаменитой Боткинской больницы был установлен памятник-бюст выдающемуся русскому терапевту С. П. Боткину218. Авторы - скульптор А. А. Бичуков и архитектор С. П. Дмитренко, работая в русле традиций русской реалистической скульптуры XIX столетия, создали композиционно и пластически стройный, выразительный портретный образ интеллигента, ученого - гуманиста.
В августе 1985 года, в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве, московский Парк Дружбы украсила выразительная монументально-декоративная композиция, исполненная глубокого ассоциативного смысла, - "Фестивальный цветок".
В перекрестье аллей, расходящихся лучами от центра парка, как в фокусе эффектно выделяется динамичный по контуру, пластически насыщенный по трактовке монумент. Оригинальное пространственное решение аллегорической композиции нашли авторы проекта - скульптор А. И. Рукавишников, архитекторы И. Н. Воскресенский, Ю. В. Калмыков, Д. И. Воскресенская. В центр ее они поместили скульптурную группу. Издалека, с разных точек парка видны 4-метровые бронзовые фигуры юноши и девушки, протянувших к небу руки с цветами. Из раскрытых ладоней устремляются ввысь голуби мира. Это традиционный образ, олицетворяющий юность планеты, мечтающую о мирном и счастливом будущем.
Вокруг этого композиционного центра расположены пять выложенных брусчаткой округлых холмиков, похожих на выпуклые лепестки цветка. Они напоминают лепестки фестивальной ромашки - эмблему пяти континентов, приславших своих представителей на международный форум юности. На каждом каменном "лепестке" укреплены бронзовые медальоны с названиями континентов.
Как видим, композиция чрезвычайно многословна, пестра, изобилует деталями, каждая из которых, впрочем, продумана таким образом, чтобы ее символика была ясно читаема и понятна каждому зрителю. В целом задача ансамбля в художественном смысле - чисто декоративная, соответствующая атмосфере праздника, в память о котором он сооружен.
В год 50-летия стахановского движения в Москве, которую можно считать его второй родиной219, был сооружен монумент, представляющий собой символическую бронзовую фигуру рабочего с отбойным молотком на высоком постаменте из черного гранита.
Скульптурная часть композиции выполнена скульптором О. С. Кирюхиным в стилистике 1930-х годов, в реалистической традиции АХРР. Как мы помним, именно тогда тема труда нашла в отечественной пластике свое наиболее полнокровное воплощение.
Реалистически трактованная фигура хрупкого юноши в рабочей одежде несколько диссонирует с выбранной автором "пластической ситуацией", основанной на обычном для тех лет плакатном штампе - приветственно поднятая рука, решительный шаг, жизнерадостная улыбка. Тем не менее образ в целом вполне отвечает героическому пафосу эпохи первых пятилеток.
Постамент выполнен из лабрадорита Головинского месторождения в виде параллелепипеда, усеченного кверху по задней плоскости. Это придает особую динамичность фигуре рабочего при восприятии композиции в ракурсе.
Выбор материала для постамента неслучаен. Архитектор В. А. Нестеров придал пьедесталу сходство с глыбой антрацита. Боковые плоскости облицованы камнем, имеющим грубую необработанную поверхность, тогда как передняя и задняя плоскости отделаны полированным гранитом. Пропорционально скульптурная часть памятника несколько меньше постамента, с его массивным, тяжелым объемом. Однако такой пропорциональный строй гармонично соотнесен с масштабом и изобразительными формами фасада Дома культуры, на фоне которого он установлен (Рязанский проспект, 39). Располагаясь по оси главного фасада здания, скульптурная композиция четко выделяется на фоне мощной колоннады, являясь организующим центром окружающего пространства.
В 1985 году был воздвигнут последний и самый грандиозный по масштабам и образности памятник В. И. Ленину в Москве220. Он установлен на реконструированной Калужской (тогда - Октябрьская) площади, в месте, чрезвычайно важном и выигрышном с градостроительной точки зрения. Партерный сквер с памятником располагается на вершине Крымского вала. При подходе со стороны Москвы-реки открывается эффектный вид на памятник, который издалека зрительно кажется гигантским по высоте. Вертикаль монумента акцентирует центр большой площади, несущей активную транспортную нагрузку. Она организует вокруг себя значительное открытое пространство и зрительно "смягчает" переход от скромных масштабов старинной Большой Якиманки к высотным зданиям начала Ленинского проспекта.
Памятник представляет собой пример сочетания в структурно едином объеме двух композиционных вариантов - 8-метровой фигуры на цилиндрическом постаменте и многофигурной скульптурной группы.
Облицованный гранитом тектонический каркас композиции состоит из двух мощных геометрических объемов - основания в виде очень широкого усеченного параллелепипеда со ступенчатым подходом, служащего постаментом для скульптурной группы, и высокого цилиндра, поддерживающего основную фигуру и напоминающего фуст мощной колонны.
Фигура Ленина лаконична по пластике: она представлена в традиционной
позе решительного шага, с кепкой, зажатой в левой руке. Характерную патетику
образу придает опять-таки традиционный художественный прием, создающий впечатление
"сопротивления ветру" - Ленин в запахнутом пальто с поднятым воротником и как
бы колеблющимися полами.