1 Древней усыпальницей бояр Романовых был собор Спаса Преображения Новоспасского монастыря, построенный в 1491-1496 годах. Ныне существующий собор был возведен в 1640-1642 годах по повелению царя Михаила Романова на месте старого. Грандиозный четырехстолпный пятикупольный храм на высоком подклете, окруженный галереями, построен по образцу Успенского собора Московского Кремля, однако значительно уступает прототипу в стройности пропорций, ясности и цельности объема.
2 В 1636-1637 годах все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками; в 1903 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Белокаменная сень над местом погребения царевича Димитрия установлена в 1638 году. Серебряная рака надгробия с чеканным изображением царевича на крышке была выполнена в 1630 году Г. Овдокимовым.
3 Старый монастырь был основан в 1370 году в местности, которая с незапамятных времен именовалась "Симоново", однако уже в 1379 году был перенесен несколько ближе к Москве, на возвышение у изгиба Москвы-реки, и стал именоваться Новым (по преданию, это новое место было указано самим Дмитрием Донским). О Старом монастыре ныне напоминает только Рождественская церковь.
Пересвет и Ослябя - иноки Троице-Сергиевой лавры, героически сражавшиеся на поле Куликовской битвы 8 сентября 1380 года. Пересвет погиб там в поединке с любимцем хана Мамая - великаном Челубеем (Темир-Мурзой); Ослябя умер спустя почти 20 лет и завещал похоронить себя рядом с Пересветом. На протяжении нескольких столетий могилы героев Куликовской битвы то терялись, то вновь находились. Не раз реконструировалась церковь. А в советский период, в 1930 году, она оказалась на территории электромашиностроительного завода "Динамо", и в ней была размещена компрессорная подстанция. Лишь к 600-летию Куликовской битвы, после многолетних требований общественности, храм был отделен от завода, восстановлен и двери его были вновь открыты для москвичей.
Летом 1988 года в храме был воссоздан мемориал: два беломраморных надгробных саркофага с именами Александра Пересвета (?- 1380) и Родиона Осляби (?- после 1398) и стихотворными строками из "Задонщины". Авторы мемориала - скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев.
В храме продолжаются восстановительные работы. Хронологически первым памятником победы в Куликовской битве был Рождественский монастырь "на скате горы, близ речки Неглинной" (улица Рождественка), основанный в 1386 году женою князя Андрея Ивановича Серпуховского, теткой Дмитрия Донского Марией Кестутовной. От первоначальных построек монастыря ныне ничего не осталось; сохранившиеся относятся к XVI-XIX векам. Название свое обитель получила от православного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в день которого происходила Куликовская битва. В 1992 году по инициативе объединения "Мосгорархив" на монастырской стене установлена мемориальная доска с соответствующей надписью (скульптор В. М. Клыков).
Другой ранний памятник - Сретенский монастырь, основание которого связано с событием, случившимся в 1395 году. Тогда до Москвы дошло ужасное известие: к ней приближался грозный и неумолимый враг - знаменитый своей жестокостью, непобедимый Тимур, разбивший перед тем заклятого врага русских - Золотую Орду. "Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию, - рассказывает Н. М. Карамзин. - Ожидали такого же общего разрушения, какое за 160 лет перед тем было жребием Государства нашего..." Великий князь Василий Дмитриевич встал во главе войска, отправившегося к реке Оке, где у Коломны он приготовился встретить нежданного гостя; Москву же он поручил своему дяде Владимиру Андреевичу Храброму. Для ободрения москвичей и поднятия народного духа великий князь просил митрополита Киприана перенести в Москву чудотворный образ Владимирской Божией Матери - самой почитаемой святыни Русской земли. Икону встретили толпы народа, вместе с митрополитом Киприаном, князем Владимиром и великокняжеским семейством, на Кучковом поле, и, как писали современники, именно в тот же час грозный Тимур без всякой видимой причины повернул назад. На месте встречи, или Сретенья, Владимирской иконы, оставшейся с тех пор навечно в Москве, и был по велению великого князя Василия 1 в 1397 году основан монастырь, названный Сретенским (сохранились постройки XVII - начала XVIII века). См.: Карамзин Н. М. История Государства Российского. М., 1989. Кн. 2. Т. 5. С. 85-86.
Традиция основания монастырей как формы увековечения исторических дат, сложившаяся в средние века, положила начало и традиции мемориальных наименований.
4 Ильин М. А. Шатровое зодчество XVI века // История русского искусства: В 13 т. М., 1955. Т. 3. С. 430.
5 Храм сначала называли собором Покрова "что на Рву"- по близости его ко рву, проходившему вдоль кремлевской стены. Когда же в 1588 году к нему был пристроен еще один (десятый) придел над могилой почитавшегося в Москве юродивого Василия, в народе за собором закрепилось название: храм Василия Блаженного.
6 Цит. по: Кузнецов И. Еще новые данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора // Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских. Спб., 1896. Кн 2 Раздел 4. С. 125.
7 В конце XVII века к собору были пристроены с севера и юга два наружных крыльца с лестницами, а с юго-востока - шатровая колокольня.
8 Так, например, северо-восточный придел был посвящен событиям 30 августа, когда был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи (в этот день чествовали трех патриархов александрийских: Павла, Александра и Иоанна). Северо-западный придел - в память взятия Арской башни и крепостной стены города, произошедшего 30 сентября, в день памяти Григория Армянского. Северный придел посвящен окончательному овладению русскими войсками Казанью: 1 октября, в день Покрова, начался решительный штурм, завершившийся 2 октября, в день Киприана и Устиньи, падением города. Остальные приделы были посвящены тем святым, имена которых носили члены царской семьи.
9 В церкви Всех святых на Кулишках ("кулишки"- поляна, растащенная среди леса) сохранились: фреска с изображением Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, каменная кладка XV века и остатки деревянного храма XIV века с захоронениями героев- участников Куликовской битвы. Восстановительные работы, начатые на рубеже 1970-1980-х годов, продолжаются до сих пор.
10
Федор Конь был известным в свое время "горододельцем" (строителем оборонительных
сооружений); его знают как строителя Белого города Москвы, городских стен Смоленска.
Ни одна из его культовых построек нам достоверно неизвестна, но о том, что такие
постройки Федором Конем возводились, свидетельствует "царская память" 1591 года,
данная боярину и воеводе князю И. В. Сицкому, где зодчий назван "церковным и
палатным мастером". См.: Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964.
С. 40, 165-169.