В центре небольшой гранитной площадки с ведущими к ней аллеями, на постаменте из розового песчаника стоит бронзовая фигура в костюме XVI века, при шпаге и плаще. Изящная, хрупкая, очень тонко пластически проработанная, она хорошо сочетается с таким же компактным, легким, вытянутым постаментом, составленным из нескольких параллелепипедов, с профилированным верхом (архитектурная часть памятника выполнена по проекту московских зодчих И. Н. Воскресенского и Ю. В. Калмыкова).
Голова, безусловно, портретна; во всяком случае, внешность изображенного соответствует признанной иконографии Сервантеса, получившей распространение благодаря известной гравюре Гюстава Доре. Кроме того, налицо и так называемое "историческое сходство" в тщательно переданных деталях костюма; и неизменный атрибут писательского труда - рукопись.
Буквализм и излишняя детализация в монументальной пластике, в том числе и портретной, как правило, снижают художественный эффект, как бы нарушая границы жанра. Однако в данном случае станковизация не ведет к измельчанию образа; напротив, скульптор приближает своего героя к зрителю; в его тетради, которую он протягивает нам, словно записаны некие объединяющие нас сквозь века вечные истины; в его приглашающем жесте - добросердечие и расположение.
Совершенно очевидно, что образная концепция памятника имеет ту же духовную основу, что и основная мысль романа о Дон Кихоте: подлинные человеческие ценности - верность, бескорыстие, любовь, дружба, патриотизм - вечны и непреходящи, и каждая эпоха имеет своих благородных рыцарей, для которых эти понятия составляют жизненное кредо. В этом смысле перед нами - глубоко символический образ, и именно эта, а не портретно-конкретная его сторона наиболее значима.
В честь 40-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, 5 декабря 1981 года на территории московской школы 201 был открыт мемориал, посвященный ее ученикам и учителям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
Он представляет собой облицованную красным полированным гранитом стелу, символизирующую знамя, на фоне которой на красных гранитных кубических консолях установлены выполненные из светлого гранита бюсты Зои и Александра Космодемьянских - брата и сестры, Героев Советского Союза206.
Скульптор О. А. Иконников и архитектор К. С. Шехоян создали монументальную композицию, архитектурная часть которой очень лаконична по форме и выразительным средствам и эффектна по фактуре материала, а скульптурная - представляет характерный пример монументального портрета, когда высокая степень пластического и образного обобщения диктуется личностью портретируемого, как правило, - человека легендарного, узнаваемого по примечательным, общеизвестным приметам внешности, по символическим признакам.
Подвиги брата и сестры Космодемьянских, еще во время Великой Отечественной войны сделавшиеся легендой, для новых поколений ассоциировались с судьбой молодежи "сороковых - роковых". Глобальности образа авторы попытались достичь за счет монументальности формы, и в определенной степени успешно, хотя и ценой потери конкретно-личностного начала и психологической выразительности портретов.
Жизнь великого русского полководца, генералиссимуса А. В. Суворова была неразрывно связана с Москвой207. В 1977 году Совет Министров СССР принял постановление о сооружении в Москве памятника фельдмаршалу, и в 1980-м, к его 250-летию, был проведен конкурс на лучший проект.
Победители конкурса - скульптор О. К. Комов и архитектор В. А. Нестеров - одни из немногих сумели преодолеть давление давно укоренившегося стереотипа образа А. В. Суворова, идущего от знаменитого памятника работы М. И. Козловского в Санкт-Петербурге. Там в характерной для классицизма манере великий военачальник аллегорически представлен в образе античного бога войны Марса208.
О. К. Комов избрал реалистический вариант трактовки образа, создав замечательный характерный портрет, физиономически точный и пластически соответствующий темпераменту прототипа.
По воспоминаниям современников, "князь Александр Васильевич Италийский, граф Суворов-Рымникский, среднего роста, взвилистый, сухощавый, имел лицо, покрытое морщинами, большой рот, взгляд быстрый и часто грозный, волосы седые как лунь; был жесток и сострадателен, горд и доступен, снисходителен и склонен к насмешкам; скор во всех своих действиях: никогда не ходил, а бегал; не ездил верхом - скакал"209.
Стройная, субтильная фигура, классическая в пропорциях, удивительно "собранная" и гармоничная по пластике, вся как бы пронизана внутренним движением: задорно подбоченившись, пожилой фельдмаршал, кажется, притопывает ногой, нетерпеливо выслушивая донесение или ожидая известия. Длинный походный плащ помогает придать хрупкой фигуре устойчивость, органично связывая ее с пьедесталом. Именно походное, не парадное облачение фельдмаршала, держащего к тому же в руке подзорную трубу, прежде всего характеризует его как человека деятельного, энергичного, далекого от салонной светскости, и лишает памятник всякого налета официальности.
Живое, открытое лицо с присущим прообразу несколько ироничным выражением словно обращено к зрителю - голова дана в наклонном ракурсе.
Скульптор позаботился не только о максимальном портретном сходстве, но и о точности характерных деталей. Например, Суворов изображен лишь с одним орденом - самым любимым им орденом Святой Анны, единственным, который он носил всегда.
Живой темперамент портрета, внутренняя динамика фигуры хорошо уравновешиваются и как бы "стабилизируются" мощным цилиндрическим постаментом из красного полированного гранита. Реминисценции классической типологии "статуя на колонне" - единственное, пожалуй, что связывает московский и санкт-петербургский памятники.
Очень удачен выбор места для установки монумента - это площадь Коммуны (ныне - Суворовская) перед Театром Российской Армии, где во времена Суворова находился инвалидный дом для военных ветеранов. Неподалеку - Культурный центр Вооруженных Сил РФ. Таким образом, и историческая, и современная топография вполне соответствуют образу памятника. Кроме того, степень его удаленности от громады здания театра, возвышающегося к тому же на ступенчатом подиуме, рассчитана таким образом, чтобы строгий и стройный силуэт монумента не "потерялся" на фоне многопрофильных стен.
Несмотря на тематическую включенность памятника в определенный городской микроансамбль, он представляет собой вполне самостоятельную градостроительную единицу, организуя вокруг себя небольшую площадку, по бокам которой установлены шесть старинных орудий, и сквер.
Торжественное открытие памятника состоялось 17 февраля 1982 года.