Среди московских памятников, сооруженных в 1982 году, вторым по общественной значимости, после памятника Суворову, безусловно, является монумент в память о первом коммунистическом субботнике ("Великий почин"), сооруженный на улице Буракова перед знаменитым локомотивным депо "Москва-Сортировочная" по проекту скульптора О. С. Кирюхина и архитектора В. А. Нестерова210.
Независимо от нашей теперешней оценки событий тех лет, подвиг самоотверженного труда сам по себе является мотивом, достойным увековечения в искусстве211.
Бронзовая трехфигурная композиция на постаменте из красного полированного гранита запечатлела рабочих, катящих, напрягая силы, тяжелое паровозное колесо. Три фигуры как бы олицетворяют собой разные поколения рабочего класса, символизируют преемственность рабочих традиций, солидарность трудящихся людей - понятия, признававшиеся и ценившиеся повсюду во все времена.
Именно вневременность, глобальность символа составляют основное достоинство образной концепции мемориала, исполненного, с пластической точки зрения, с высоким профессионализмом, в крепкой реалистической манере.
Интересно по форме задуман памятник известному поэту советской эпохи Э. Г. Багрицкому, установленный в 1982 году в Кунцеве212. Он представляет собой гранитную глыбу с вырубленным горельефным портретом и пятиконечной звездой, символизирующей идейное содержание поэзии Багрицкого. Композиция установлена на прямоугольном гранитном полированном постаменте.
Авторы памятника - скульптор В. Г. Шатуновская, архитекторы В. В. Богданов и В. П. Соколов, не являясь первооткрывателями данного художественного решения (можно вспомнить, например, такие более ранние московские примеры, как памятник 26 бакинским комиссарам; Дзержинскому на Красноказар-менной улице), сумели найти ключ к образу поэта и ту форму его монументального воплощения, которая наиболее соответствует революционно-романтическому пафосу его творчества.
Довольно традиционный по форме и образности военный мемориал был воздвигнут в 1982 году у школы 29 в Чертольском переулке, где располагалась 2-я специальная артиллерийская школа. Авторами монумента являются бывшие выпускники 2-й артспецшколы скульптор О. А. Коломойцев, художник Ю. В. Ряховский, архитекторы А. С. Панфиль и Ю. П. Платонов.
Памятный знак выполнен в виде стелы из серого гранита. В ее правой части размещается многофигурный горельеф, изображающий в обобщенной форме группу выпускников школы, в левой выгравированы контуры традиционных символических знаков - ленты, комсомольского значка и надпись: "Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."213.
В 1982 году был создан монумент, который, будучи вполне традиционным по форме и традиционно "идеологизированным" по содержанию, не привлек бы особого внимания, если бы сооружение его не было посвящено значительной дате в истории советского государства - 60-летию образования СССР.
Установленный на территории одного из старейших московских предприятий - "Даниловской мануфактуры", основанной еще в 1867 году, памятник, по сути, увековечивает факт посещения предприятия видными деятелями коммунистической партии и советского государства - М. В. Фрунзе (его имя фабрика стала носить в советское время), М. И. Ульяновой, Н. К. Крупской, М. И. Калининым.
Четыре пилона красного гранита, соединенные гранитной стенкой, имеют ниши круглой формы, в которых установлены бронзовые скульптурные бюсты. Свободные поверхности заполнены сделанными золотом надписями, содержащими цитаты из высказываний Фрунзе, Ульяновой, Крупской и Калинина, а также известный тезис В. И. Ленина: "Мы создали рабоче-крестьянское государство из отдельных национальных республик по их самостоятельному почину - Союз Советских Социалистических республик".
Лишь эта последняя цитата да небольшая скромная надпись в левом углу основания говорят о том, что "архитектурно-скульптурная композиция сооружена в честь 60-летия образования СССР", то есть в декабре 1982 года. К сожалению, тема посвящения не нашла воплощения в художественном решении монумента, оставшись просто декларированной. Между тем это единственный памятник в Москве, связанный с юбилейной датой образования СССР и в этом смысле его значение уникально.
Что касается архитектурно-пластических качеств, то, безусловно, монумент выполнен на высоком профессиональном уровне. Особенно хороши физиономически точные и художественно законченные, выразительные скульптурные портреты (авторы - скульптор Н. Е. Саркисов, архитекторы В. И. Абрамов и Ф. Ф. Казютин).
В 1983 году на Миусской площади, на территории Института прикладной математики, был открыт второй в Москве памятник - бюст выдающемуся русскому ученому, академику М. В. Келдышу214.
Скульптор В. М. Клыков создал замечательный, физиономически точный и психологически насыщенный портрет человека - творца и мыслителя. В выражении его лица - блеск ума, сосредоточенность, напряженная работа мысли и удивительная человеческая доброта и открытость.
Погрудный срез несколько растянут вдоль, что вносит в композицию некоторую диспропорцию. Это впечатление усиливается и в связи с тем, что перед нами вновь пример типологии бюста с одной рукой.
Однако эта диспропорциональность совершенно сглаживается благодаря форме стелы-основания, на которой закреплен бюст. Стела, прямоугольная в нижней части, вверху имеет усеченные и раздвоенные очертания, при кажущейся неправильности - пропорционально выверенные и симметричные.
Такая необычная форма основания призвана символизировать две большие области точных наук - вычислительную математику и ядерную энергетику, в которых академик Келдыш сыграл основополагающую роль. Две чуть наклоненные друг к другу части верха стелы напоминают страницы раскрытой книги - традиционного атрибута учености.
В создании оригинальной художественной композиции памятника
немалая заслуга архитектора Р. И. Семерджиева.