Следуя классической традиции, Мартос не стремился к воссозданию портретов героев и даже к точности воспроизведения облика людей XVII столетия. Однако, несмотря на образное обобщение и идеализацию в духе античности, монумент пронизан подлинно национальным духом. Дело, разумеется, не только и не столько в верном изображении древнерусских доспехов князя и простонародного одеяния Минина. Главное - и это является определяющим качеством произведения - простота и предельная ясность художественной формы, открытость и доступность образа, несущего в себе не условно-торжественное, но деятельное героическое начало, свойственное русскому национальному характеру.
Скульптурная группа памятника убедительно раскрыла уникальное композиционное мастерство художника: Мартос прекрасно сумел решить сложную задачу объединения стоящей и сидящей фигур при помощи сложного пространственного разворота, акцентировки центра композиции вертикально стоящим мечом, широкого и мощного жеста Минина, раскрывающего замкнутое пространство группы в сторону площади и одновременно возвращающего взгляд зрителя к памятнику.
Из рельефов постамента наиболее удачен тот, что размещен на лицевой стороне и изображает сбор пожертвований на создание народного ополчения. Здесь в образе отца, приведшего в дружину двоих сыновей, изображен сам И. П. Мартос22. Стиль рельефов, сочетающий в себе антикизирующие и национальные черты, соответствует стилю скульптурной группы и удачно гармонирует с ней.
Памятник Минину и Пожарскому - один из первых примеров творческого содружества скульптора и архитектора в создании монументального произведения. Архитектор А. И. Мельников сумел органически связать строгие лапидарные формы постамента из красного финляндского гранита с объемно-пространственным силуэтом двухфигурной группы и одновременно вписать в него живописные ниши рельефов, не нарушив целостности мощного блока, напоминающего жертвенный алтарь.
Торжественное открытие памятника состоялось 10 февраля 1818 года и было встречено всеобщим ликованием. Тысячи людей заполнили Красную площадь, на которой был устроен парад гвардии. С этого времени всенародное празднование открытия памятников стало традицией.
По давнему обычаю, ко дню встречи в Москве возвращающихся из Европы победоносных русских войск в 1814 году у Тверской заставы были построены временные деревянные триумфальные ворота. Быстро обветшавшие, они были вскоре снесены, однако идея увековечения славного похода была воплощена О. И. Бове в той же традиционной форме в 1827-1834 годах. Триумфальные ворота - монумент, воспевающий славу русского оружия в Отечественной войне 1812 года, - являются, после гибели Красных ворот, единственным в Москве памятником подобного типа.
Они представляют собой однопролетную 28-метровую белокаменную арку с гранитным цоколем. Шесть пар чугунных колонн коринфского ордера с трех сторон оформляют массивные пилоны и поддерживают антаблемент, опоясанный декоративным скульптурным фризом. Между колоннами на каменных постаментах стоят чугунные фигуры древнерусских воинов в островерхих шлемах и легких доспехах, с наброшенными на плечи плащами, напоминающими римские мантии. Одной рукой они опираются на овальные щиты, другой держат копья. Над ними, в нишах, - скульптурные рельефы, аллегорически повествующие о главных событиях Отечественной войны - "Побиении двунадесяти языков" ("Изгнании галлов из Москвы") и "Освобождении Москвы". Всего их шесть (каждая из двух тем трижды повторена на фасадах правого и левого пилонов). Пролет арки украшен рельефными изображениями трубящих Слав, композиционно связанными замковым камнем со скульптурной фигурой воина. Богато декорирован чугунными рельефами кессонированный арочный свод. На линии выступающего карниза вмонтированы 50 медальонов с изображением 44 гербов русских городов, принимавших участие в войне, инициалов Николая 1 и воинской атрибутики. Аттик украшают сидящие женские фигуры, олицетворяющие храбрость и твердость: это богини Победы, в руках у них венки и скипетры, а у ног - военные трофеи. Венчает арку колесница Славы, запряженная шестеркой коней.
В центре аттика на бронзовой памятной доске воспроизведены слова приказа фельдмаршала М. И. Кутузова, обращенного к русским воинам: "...славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем". На противоположной, тыльной стороне аттика имеется другая, пояснительная надпись: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".
Авторы Триумфальных ворот - архитектор О. И. Бове, скульпторы И. П. Витали и И. Т. Тимофеев, следуя античным образцам, восприняли их, с одной стороны, как бы через призму европейского художественного опыта, с другой - с точки зрения русского национального своеобразия. Каждая деталь сооружения представляет собой законченное произведение искусства, совершенное и самоценное. В целом композиция, хотя и перегруженная деталями и несколько эклектичная (особенно это было заметно по контрасту с фланкировавшими ее скромными и низкими зданиями караулен), оставляет впечатление монумента, посвященного действительно непреходящему по значению событию, о котором рассказано подробно, назидательно и с большой силой художественной выразительности.
В 1930-е годы Триумфальные ворота
постигла печальная участь многих памятников культуры прошлого. Однако им повезло
больше: будучи разобраны, они все же сохранились во фрагментах и восстановлены
после 150-летия Бородинского сражения на новом месте, исторические судьбы которого
неразрывно связаны с Отечественной войной23.
Это здесь, на Поклонной горе, осенью 1812 года
"напрасно ждал Наполеон... Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля".
Впоследствии на протяжении многих лет здесь сложился целый комплекс памятников
1812 года - панорама "Бородинская битва" с памятником М. И. Кутузову, "Кутузовская
изба"; а мимо Триумфальных ворот проходит теперь дорога на Бородинское поле.