Композиция собора, кажущаяся на первый взгляд несколько хаотичной из - за пестроты внешнего декора, на самом деле имеет четкое пропорциональное построение. В основу плана положена известная в древнерусской живописи восьмиконечная звезда - композиция из двух прямоугольников, один из которых повернут на 45 градусов по отношению к другому. Девятичастная композиция еще раз повторена в основании главного шатра в виде правильной восьмиконечной звезды венчающего восьмерика, углы которого были тогда украшены маленькими главками. Каждый же придел, имеющий свое мемориальное посвящение, был оформлен по-своему8. В декоративном оформлении собора использован едва ли не весь спектр декоративных деталей и малых форм, существовавших в древнерусском зодчестве: мотивы кокошника, полукружия, стрелы, карнизы и пилястры.
Но особенностью декоративного убранства храма является его полихромия, неповторимый цветистый наряд, придающий ему вид нарядной игрушки. И хотя цветная роспись была выполнена в XVII-XVIII веках, а первоначальную цветовую гамму составляло сочетание красного кирпича стен с белым камнем декоративных деталей, композиция собора, ориентированность его объемов на внешний эффект (внутреннее пространство тесно, темно и напоминает современные ему жилые помещения) как бы изначально предрасполагали к более насыщенному цветовому решению (центральный шатер был украшен майоликой).
Многочастность объема, разнообразие декора, пестрая полихромия рождают целый ассоциативный ряд - от цветущего дерева до праздничного шествия и, наконец, города в праздничном убранстве. Кстати, мысль о храме-городе часто встречается в рукописях того времени. Надо ли говорить о том, что подобный образ бесконечно далек не только от сакрального предназначения храма, но и от его мемориальной идеи. Недаром современники замечали, что собор этот "построен скорее как бы для украшения, чем для молитвы".
Традицию храма-некрополя, начатую в Москве Дмитрием Донским, построившим "в память всех убиенных на Куликовском поле" деревянные церкви Рождества Богородицы в Старом Симоновом монастыре и Всех святых на Кулишках (заново отстроена в камне в 1588 году)9, продолжает собор Донской Богоматери Донского монастыря, построенный в 1593 году по велению Бориса Годунова в честь победы русского войска над крымским ханом Казы - Гиреем. Монастырь возведен на месте, где 5 июля 1591 года во время сражения была стоянка подвижной деревянной крепости "гуляй - город", - за Калужскими воротами Земляного города, между Тульской и Калужской дорогами. Поэтому за монастырем укрепилось название "Донской, что в обозе". Сюда накануне решающей битвы привезли икону Донской Божией Матери, которая, по преданию, была с Дмитрием Донским на Куликовом поле и с тех пор стала считаться защитницей и покровительницей русского воинства.
Существует предположение, что строителем собора Донской Божией Матери (его еще называют Старым, или Малым, в отличие от Нового, или Большого, собора, построенного по велению правительницы царевны Софьи в 1684-1698 годах) был выдающийся русский зодчий рубежа XVI-XVII веков Федор Савельев (ич) Конь - "зодчий царя Бориса"10.
Это одна из первых типичных построек годуновского периода, среди характерных черт которых был разрыв между конструкцией перекрытия и структурой объема и их внешним оформлением. В своем первоначальном виде это почти квадратный в плане, небольшой бесстолпный одноглавый храм с тремя округлыми апсидами, трехчастным наружным делением стен и трехчастной формой алтаря. Кубический объем завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом11. Стремление упростить объемно-пространственное решение побудило строителей храма обратиться к старым традициям; однако, несмотря на некоторую архаичность форм, композиция его имеет ясно выраженную вертикальную направленность, характерную для храмовых построек XVI века независимо от их типологии. Кроме того, зодчий активно использовал во внешнем убранстве ордерные элементы - пилястры и тонко профилированный антаблемент. Увлечение ордерными формами также характерно для памятников годуновского периода.
Архитектура храма имела глубоко символическое содержание. Стены четверика олицетворяли народы, живущие по четырем сторонам света, горка кокошников означала бесчисленные небесные силы, представлявшиеся в виде языков пламени ("силы небесные суть пламень огненный"), а глава символизировала Христа, восседающего на небесном престоле.
Собор и монастырь стали местом захоронения павших русских воинов,
а со временем - некрополем многих известнейших людей: полководцев, дипломатов,
деятелей науки и культуры, составивших славу России на протяжении последних
четырех столетий.