51 Н. И. Пирогов родился в Москве. Окончил Московский университет. В 1881 году был избран почетным гражданином Москвы.
В 1924 году его именем были названы две улицы (Большая и Малая Пироговские) в районе Зубовской площади. Имя Пирогова носят: 2-й Медицинский институт, перед зданием которого в 1960 году установлен гранитный памятник работы скульптора В. И. Гордона; 1-я городская клиническая больница.
Мемориальные доски установлены: на доме, где родился Пирогов (Мельницкий переулок, 12, доска из красного гранита установлена еще до революции); на здании бывшего частного пансиона, где Пирогов учился (Верхняя Сыромятническая улица, 7,- доска из мрамора установлена в 1960 году).
52 Еще более грандиозный проект ансамбля представил на конкурс М. М. Антокольский. Его программа предполагала возведение вокруг памятника амфитеатра, фонтанов, аллегорических фигур, символизирующих великие деяния покойного императора, статуй Александра Невского, Нестора-летописца; создание огромного барельефа, представляющего процессию наций России. По словам самого скульптора, проект был выполнен "в древневизантийском вкусе". См.: Марк Матвеевич Антокольский: Его жизнь, творения, письма и статьи / Под ред. В. В. Стасова. Спб.; М., 1905. С. 958-959.
53 Убит 4 февраля 1905 года бомбой, брошенной И. П. Каляевым
(1877-1905)- членом боевой организации партии эсеров. За убийство великого князя Сергея Александровича Каляев 5 апреля 1905 года был приговорен к повешению.
Останки великого князя были захоронены в Кремле, в храме - усыпальнице, в подклете Алексеевской церкви Чудова монастыря, разрушенного в 1929 году. В настоящее время они перезахоронены в Ново-спасском монастыре.
На Большой Ордынке, 34а, на территории бывшей (ныне восстанавливаемой) Марфо - Мариинской обители милосердия, основанной женой великого князя Сергея Александровича Елизаветой Федоровной после его гибели, установлен памятник великой княгине работы скульптора В. М. Клыкова - беломраморная стоящая фигура монахини на низком постаменте серого гранита.
54 И. Е. Репин в Москве // Голос Москвы. 1910. 6 янв.
55 Писатель был похоронен на кладбище Данилевского монастыря. В 1931 году его прах, а также гранитный саркофаг с чугунной решеткой-оградой (скульптор Н. А. Андреев) были перенесены на Новодевичье кладбище. Ныне на его могиле, у изголовья старого саркофага, установлен мраморный бюст на гранитном цилиндрическом постаменте (1951, скульптор Н. В. Томский, архитектор Л. Г. Голубовский).
Именем Гоголя в Москве названы улица и бульвар; его имя присвоено драматическому театру, двум библиотекам и средней школе.
56См. в частности: Шмидт И. М. Русская скульптура второй половины XIX-начала XX века. М., 1989. С. 191-192.
57 В конце "Апостола" Иван Федоров указал, кто печатал книгу, где, как и когда была основана типография. Однако фактически первой московской печатной книгой было "Четвероевангелие" (около 1553 года); сохранилось 26 ее экземпляров. Историки связывают возникновение первой московской типографии с деятельностью Избранной рады - правительственного кружка при молодом Иване IV. Развитие книгопечатания - составная часть программы реформ 1560-х годов, общей целью которых было укрепление централизованного государства. Находилась первая типография в доме священника Благовещенского собора Сильвестра - автора известного "Домостроя". Государственная типография (Печатный двор) основана позднее.
58 Иван Федоров был высокообразованным человеком: есть основания полагать, что он учился в Краковском университете, во всяком случае, в архивах этого учебного заведения сохранилось свидетельство о том, что в 1532 году "Иван сын Федора" получил степень бакалавра.
59 Сейчас здесь стоит здание Российского гуманитарного университета, на котором мемориальная доска с издательским знаком первопечатника и надпись: "На этом месте находился печатный двор, где в 1564 году Иван Федоров напечатал первую русскую книгу" (1964, скульптор Н. Н. Шмидт).
В связи с частичным сносом китайгородской стены памятник был несколько передвинут и теперь находится в небольшом сквере. Со стороны улицы к нему подводит лестница.
60 Достоевский Ф. М. Идиот // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1988. Т. 8. С. 335.
62 Первоначально на этом месте находился деревянный Дорогоми-ловский мост, сооруженный в 1787-1788 годах. В 1847 году он был официально переименован в Бородинский, однако название это в обиходе не прижилось (Бородинским москвичи стали именовать новый, каменный мост, построенный Р. Клейном). В 1868 году мост был отстроен заново на каменных быках, с верхними металлическими фермами. См.: Смирнов А. А. Москва - героям 1812 года. М., 1977. С. 94-101.
63 В начале 1950-х годов мост был реконструирован (инженеры Ю. Ф. Вернер, Б. Г. Наумов, В. М. Лебедев, архитекторы С. Н. Леонтович и Т. Г. Шахов). Расширена проезжая часть, возведены береговые пролетные строения для проезда по набережным.
64 Реконструирован в 1918 году под памятник революционным мыслителям.
66 Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // В. И. Ленин и изобразительное искусство. М., 1977. С. 318.
67 В газете "Известия ВЦИК" от 20 июля 1918 года было напечатано сообщение о конкурсе на лучшие надписи и изречения для монументальной пропаганды. В архиве В. И. Ленина сохранился документ: 28 изречений Маркса, Дантона, Чернышевского, Лассаля, Цицерона и других мыслителей с надписью Луначарского о том, что эти изречения одобрены в качестве текстов для монументальной пропаганды. Затем было решено лозунги и изречения подкрепить скульптурными барельефами.
В первые годы советской власти появились следующие надписи и рельефы:
на фасаде здания Городской думы старый герб Москвы (Георгий Победоносец, побивающий дракона) был заменен рельефом работы Г. Алексеева с изображением полуфигур рабочего и крестьянина; на торцовой стене его была установлена памятная доска с надписью: "Религия - опиум для народа", на фронтоне - медальон с текстом: "Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся";
на стене Исторического музея появилась доска с назидательной надписью: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (архитектор С. Чернышев);
на колонне Большого театра - доска в виде флага со словами Н. Г. Чернышевского: "Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести" (не сохранилась);
на здании Малого театра - барельеф с изображением Геракла, побеждающего разъяренного быка, и надпись: "В борьбе обретешь ты право свое" (не сохранились);
на доме № 25 по Тверскому бульвару - доска с профильным портретом А. И. Герцена и датами, отмечающими 50-летие со дня его смерти (1870-1920) (скульптор Н. А. Андреев).
Даже стены обычных московских домов запестрели прокламативными
надписями типа "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и иными революционными
сентенциями. Абсолютное большинство их не сохранилось.