На мощном цоколе постамента, вплотную к его боковым и тыльной сторонам установлены бронзовые многофигурные скульптурные группы, изображающие солдат, офицеров, крестьян-партизан, ополченцев. Большинство персонажей портретны; это ближайшие соратники М. И.Кутузова: П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, атаман М. И. Платов, Д. С. Дохтуров, Н. А. Тучков, Н. Н. Раевский, А. И. Кутайсов, А. П. Ермолов, Д. П. Неверовский, П. Г. Лихачев, П. П. Коновницын; барабанщик лейб-гвардии гренадерского полка Ф. Михайлов, рядовой лейб-гвардии Финлядского полка Л. Коренной, прапорщик-артиллерист В.А.Павлов, ратник 1-й дружины Петербургского ополчения Ф. П. Матвеев, артиллерийский капитан А. С. Фигнер; герои-партизаны: Д. В. Давыдов, А. Н. Сеславин, Г. М. Курин, "старостиха" В. Кожина и другие.
Всего скульптурные группы насчитывают 27 фигур почти 3-метровой высоты, поражающих разнообразием поз, жестикуляции, сюжетных ситуаций, детальным изображением одежды и атрибутики, а главное - очень выразительными портретными характеристиками.
Скульптуры памятника Кутузову - прекрасные образцы современной отечественной реалистической пластики, основанной на традициях предшествующего столетия. Именно такая стилистика была необходима для создания этого монумента, который, с одной стороны, должен был стать частью большого разновременного художественного ансамбля, а точнее - вторым по величине и значимости его элементом после триумфальной арки О. И. Бове, построенной в первой половине XIX века; а с другой - предназначен был передать в своем образе дух героической эпохи Отечественной войны, ее историческую атмосферу и обиходный колорит. Кстати, последний введен в художественную структуру памятника настолько органично, что мелкие бытовые подробности, детализация костюма нисколько не противоречат монументальности.
При всей своей "историчности", памятник очень удачно композиционно и стилистически связан с современным стеклобетонным зданием "Бородинской панорамы" при помощи высокого ступенчатого постамента строгих геометрических форм со специальными уступами-подрезками для установки скульптур. Форма и характер облицовки постамента корреспондируются с внешним оформлением здания (архитектор памятника Л. Г. Голубовский).
Уникальность мемориального комплекса в районе Кутузовского проспекта заключается в том, что он не задумывался первоначально как единое целое. Однако историческая магия этих легендарных мест - Фили, Поклонная гора - столь велика, что постепенно сюда со всей Москвы стеклись монументальные памятники и многие реликвии Отечественной войны, были восстановлены исторические и сооружены новые объекты, связанные с памятью 1812 года.
По существу, образовалась целая мемориальная зона, где не только памятники, но и наименования улиц связаны с событиями Отечественной войны и именами ее героев - М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, И. С. Дорохова, Дениса Давыдова, А. П. Ермолова, Василисы Кожиной и ряда других.
В 1973 году в Москве было воздвигнуто два памятника видным русским ученым - Д. Н. Прянишникову и В. Ф. Снегиреву.
Первый, установленный на улице, носящей имя выдающегося агрохимика, академика Прянишникова, представляет ученого, в задумчивой позе, с приподнятой к лицу рукой, стоящим возле снопа хлебных колосьев. Композиция, покоящаяся на высоком, прямоугольной формы гранитном пьедестале, традиционна для официального монумента.
Фигура тщательно пластически проработана и трактована в реалистическом духе. Несколько диссонирует с ней по стилю очень обобщенно переданный пшеничный сноп.
В целом памятник с художественной точки зрения не представляет существенного интереса (скульпторы О. В. Квинихидзе и Г. А. Шульц, архитекторы Г. Г. Лебедев и В. А. Петров)177.
Совершенно иной по стилю и образности памятник основоположнику отечественной гинекологии В. Ф. Снегиреву, установленный на улице Еланского, у здания НИИ акушерства и гинекологии. Автором проекта монумента был выдающийся русский скульптор С. Т. Коненков178.
В характерной коненковской манере работать крупными обобщенными объемами и плоскостями, с жесткой пластической моделировкой в подвижной, очень естественной и раскованной позе представлена сидящая фигура пожилого врача, доброго и веселого человека, чье лицо, глаза искрятся добродушием, теплотой и удовлетворением, словно после только что выполненной удачной операции. Портретное сходство общо - на уровне характерных признаков; однако натура, духовная сущность, стиль поведения героя переданы скульптором чрезвычайно ярко и красноречиво.
Невысокий постамент со скошенными торцами как бы оседает под тяжестью массивного кресла и грузной фигуры. Но в этой массивности, монументальности пластического объема нет довлеющей тяжести, напротив, несмотря на нее, образ памятника кажется удивительно экспрессивным, динамичным, как бы излучающим огромную созидательную энергию добра179.
В 1973 году у главного корпуса Московского медицинского стоматологического института на Долгоруковской улице был установлен еще один мемориал воинам - медикам, исполненный скульптором А. Н. Костромитиным и архитектором Н. Д. Костромитиной.
На низком постаменте высеченные в граните фигуры раненого бойца и склонившейся к нему медсестры в плащ-палатке. Монументальная по объемам скульптурная группа выполнена в обобщенной манере; формы очерчены крупными плоскостями. Впечатление массивности, глыбообразности объемов подкрепляется бугристой фактурой поверхности камня, расположением скульптур близко к земле.
В определенной степени стилистика этой скульптурной композиции
еще отвечает художественным признакам "сурового стиля" 1960-х годов.